Позиция ФССП России по Интернет статье «Особенности нового ФЗ «Об исполнительном производстве» от 09.12.2008
С введением в действие Федерального закона
от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (далее –
Закон) существенно расширен круг
полномочий судебного пристава-исполнителя
по принудительному исполнению требований
исполнительных документов. В частности, в
Законе появилась норма, позволяющая
судебным приставам-исполнителям при
неисполнении должником
в установленный срок без уважительных
причин требований, содержащихся
в исполнительном документе, выносить
постановления о временном ограничении
на выезд должников из Российской Федерации.
Кроме того, часть 2 статья 30 Закона
предусматривает возможность вынесения
постановления о временном ограничении на
выезд должника из Российской Федерации
одновременно
с возбуждением исполнительного
производства. В интернет-статье «Особенности нового ФЗ
«Об исполнительном производстве» автор
ссылается на инструкции ФССП России, в
которых, по его мнению, указано, что данная
мера принудительного взыскания
применяется судебным
приставом-исполнителем только при наличии
письменных доказательств уклонения
должника от исполнения обязательств.
Однако в действующих указаниях ФССП России
подобных оснований для вынесения
постановлений о временном ограничении на
выезд должника из Российской Федерации для
судебных приставов-исполнителей не
установлено.
В настоящее время в ФССП России ведется
работа по подготовке совместного приказа
ФССП России и ФСБ России о порядке
взаимодействия, в котором также не
содержится подобных оснований, необходимых
для вынесения судебным
приставом-исполнителем постановлений о
временном ограничении на выезд должников
из Российской Федерации.
Автор в статье делает вывод о
бессмысленности ходатайств взыскателя, об
установлении в отношении должника
ограничения в виде запрета в выезде из
Российской Федерации.
Вместе с тем, судебными
приставами-исполнителями активно
применяются данные полномочия о чем
наглядно свидетельствуют статистические
данные. Так, за 3 квартала 2008 года судебными
приставами-исполнителями структурных
подразделений территориальных органов
ФССП России вынесены постановления
о временном ограничении на выезд должников
из Российской Федерации по 58 324
исполнительным производствам на общую
сумму 28, 6 млрд. руб.
В результате принятых мер по 4 189
исполнительным производствам добровольно
оплачено должниками 493 млн. руб., в том числе
по алиментным обязательствам – 26, 3 млн.
руб.
Автор статьи, комментируя положения Закона,
касающиеся извещения и вызовов в
исполнительном производстве, считает их
неэффективными. Ссылаясь на часть 4 статьи 24
Закона автор полагает, что извещения
направляются по юридическому адресу
организации.
Вместе с тем в соответствии с данной
статьей Закона, извещение может
направляться также по адресу, указанному
организацией судебному
приставу-исполнителю в письменной форме, то
есть по фактическому месту нахождения
организации.
Среди недостатков Закона автор выделяет
наличие в перечне видов исполнительных
документов удостоверений, выдаваемых
комиссиями по трудовым спорам.
В соответствии с статьей 389 Трудового
кодекса Российской Федерации
удостоверения, выдаваемые комиссией по
трудовым спорам, являются исполнительными
документами, в связи с этим Федеральная
служба судебных приставов как орган
принудительного взыскания обязана
исполнять в том числе и данную категорию
исполнительных документов.
По мнению автора, наделение судебного
пристава-исполнителя полномочиями по
приостановлению исполнительного
производства оказывает негативное влияние
на сроки совершения исполнительных
действий.
Полагаем, что данное мнение автора не
является обоснованным.
Наделение судебного пристава-исполнителя
правом принимать решение о приостановлении
исполнительного производства напротив
сокращает сроки совершения исполнительных
действий за счет экономии времени,
необходимого для обращения в суд с
заявлением о приостановлении
исполнительного производства.
В статье 40 Закона содержится перечень
оснований для обязательного и
факультативного приостановления
исполнительного производства судебным
приставом-исполнителем.
Применение судебными
приставами-исполнителями предоставленных
Законом полномочий будет способствовать
повышению фактического исполнения
требований исполнительных документов и,
следовательно, защите прав и законных
интересов граждан.
Раздел: Мнение эксперта
Просмотров страницы: 10032
|