Кто может заниматься образовательной деятельностью
В настоящее время, увеличивается спрос на
открытие образовательных учреждений и
долго можно спорить о том, кто из
юридических лиц в гражданском обороте
может заниматься образовательной
деятельностью и осуществлять обучение по
тем или иным дисциплинам в образовательных
учреждениях. Образование в Российской Федерации
осуществляется в соответствии Законом РФ
от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и
нормами международного права. Под
образованием понимается
целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
установленных государством
образовательных уровней. Под получением
гражданином образования понимается
достижение и подтверждение им
определенного образовательного ценза,
которое удостоверяется соответствующим
документом.
Право на образование является одним из
основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
нормами международного права. Статья 8
Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об
образовании» дает четкие критерии системы
образования в Российской Федерации.
Система образования представляет собой
совокупность взаимодействующих
преемственных программ и государственных
образовательных стандартов различного
уровня и направленности, сети реализующих
их образовательных учреждений независимо
от их организационно – правовых форм, типов
и видов, органов управления образованием и
подведомственных им учреждений и
организаций, объединений юридических лиц,
общественных и
государственно-общественных объединений,
осуществляющих деятельность в области
образования.
Данное положение закона в принципе говорит
о том, что образовательной деятельностью
могут заниматься все
организационно-правовые формы, которые
предусматривает Гражданский кодекс
Российской Федерации. В тоже время, можно
увидеть определенное противоречие данному
положению в существующем на сегодняшний
момент законодательстве. Пункт 1. статьи 11.1.
Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об
образовании», говорит нам о том, что
государственные и негосударственные
образовательные организации могут
создаваться в организационно-правовых
формах, предусмотренных гражданским
законодательством Российской Федерации
для некоммерческих организаций.
Гражданский кодекс РФ дает четкое
определение понятия некоммерческой
организации, в том числе и ее форм. Пункт 1
статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что
некоммерческими организациями
являются организации, не имеющие в качестве
основной цели извлечение прибыли и не
распределяющие полученную прибыль между
участниками. Пункт 3 этой же статьи говорит
о том, что юридические лица, являющиеся
некоммерческими организациями, могут
создаваться в форме потребительских
кооперативов, общественных или религиозных
организаций (объединений), учреждений,
благотворительных и иных фондов, а также в
других формах, предусмотренных ФЗ от 12
января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» и иным действующим
законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12
января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» определяет направление
деятельности и цели для которых может быть
создана некоммерческая организация.
Некоммерческие организации могут
создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных,
образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта,
удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан,
защиты прав, законных интересов граждан и
организаций, разрешения споров и
конфликтов, оказания юридической помощи, а
также в иных целях, направленных на
достижение общественных благ.
В соответствии с данным положением закона
для осуществления образовательной
деятельности можно использовать любую из
форм некоммерческой организации и проблем
при государственной регистрации этого
юридического лица возникнуть не должно,
хотя на практике можно столкнуться с
интересными казусами, о них более подробно
чуть позже. Соответственно, на основании
вышеизложенного, вопрос может возникнуть о
правильности выбора
организационно-правовой формы
юридического лица, которое планирует
осуществлять образовательную
деятельность.
При более подробном изучении всех видов
организационно-правовых форм
некоммерческих организаций можно точно
выделить три формы, которые оптимально
подходят для государственной регистрации
образовательной организации:
1. ФОНД. Фондом признается не имеющая
членства некоммерческая организация,
учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами на основе добровольных
имущественных взносов и преследующая
социальные, благотворительные, культурные,
образовательные или иные общественно
полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г.
№7-ФЗ «О некоммерческих организациях» )
2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
Автономной некоммерческой организацией
признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами на
основе добровольных имущественных взносов
в целях предоставления услуг в области
образования, здравоохранения, культуры,
науки, права, физической культуры и спорта и
иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г.
№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением
признается некоммерческая организация,
созданная собственником (гражданином или
юридическим лицом) для осуществления
управленческих, социально-культурных или
иных функций некоммерческого характера
(Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О
некоммерческих организациях»). Статья 12
Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об
образовании» вводит новое понятие, не
встречающееся ранее в законодательстве,
это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Образовательным является учреждение,
осуществляющее образовательный процесс, то
есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является
юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть
государственными (федеральными или
находящимися в ведении субъекта Российской
Федерации), муниципальными,
негосударственными (частными, учреждениями
общественных и религиозных организаций
(объединений)). Федеральное государственное
образовательное учреждение -
образовательное учреждение, находящееся в
федеральной собственности и финансируемое
за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской
Федерации в области образования
распространяется на все образовательные
учреждения, на территории Российской
Федерации независимо от их
организационно-правовых форм и
подчиненности.
Читая данную статью, можно сделать вывод о
том, что законодатель объединяет все
организационно-правовые формы, которые
могут заниматься образовательной
деятельностью в единое понятие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Главная
особенность этого образовательного
учреждения, это осуществление
образовательного процесса. Понятие
образовательного процесса законодатель
при этом в законе четко не раскрывает, а
делает ссылку на то, что это есть реализация
одной или несколько образовательных
программ. Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г.
№3266-1 «Об образовании» дает нам четкое
понятие и различные виды образовательных
программ. Образовательная программа
определяет содержание образования
определенного уровня и направленности. В
Российской Федерации реализуются
образовательные программы, которые
подразделяются на: 1) общеобразовательные
(основные и дополнительные); 2)
профессиональные (основные и
дополнительные).
В целом, проблемы с образовательными
учреждениями, которые реализуют
общеобразовательные программы встречаются
очень редко, куда сложнее четко
квалифицировать образовательные программы
дополнительно профессионального
образования.
В настоящее время, большое развитие
получили различные курсы, индивидуальное
профессиональное обучение. Яркий пример,
обучение вождению автотранспортных
средств. Сегодня, автошколы открываются в
различных организационно-правовых формах,
но чаще всего в коммерческих, что в целом
вообще противоречит Закону РФ от 10 июля 1992
г. №3266-1 «Об образовании», потому что не в
одной из статей этого закона не говорится
об организационно-правовых формах
коммерческих организации. При этом они
прекрасно проходят государственную
регистрацию в налоговых органах, получают
образовательную лицензию в Министерстве
образования Российской Федерации, а также в
иных государственных органах управления
образованием субъектов Российской
Федерации и органах местного
самоуправления, наделенных в соответствии
с законодательством соответствующими
полномочиями, что уже является нарушением и
не соблюдением норм действующего
законодательства.
Положение о лицензировании
образовательной деятельности,
разработанное в соответствии с Законом РФ
от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от
22 августа 1996г. №125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном
образовании", устанавливает порядок
лицензирования образовательной
деятельности по программам дошкольного,
общего (начального, основного, среднего
(полного)) образования, дополнительного
образования детей, профессиональной
подготовки, профессионального (начального,
среднего, высшего, послевузовского,
дополнительного) образования, в том числе
военного профессионального образования,
осуществляемой образовательными
учреждениями (организациями), научными
организациями и ведущими профессиональную
подготовку образовательными
подразделениями организаций.
В соответствии с данным Положение, не
подлежит лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме
разовых лекций, стажировок, семинаров и
других видов обучения, не сопровождающаяся
итоговой аттестацией и выдачей документов
об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая
деятельность, в том числе в области
профессиональной подготовки.
Все иные виды образовательной деятельности
обязаны данную деятельность лицензировать,
а именно:
а) образовательных учреждений высшего
профессионального образования по всем
реализуемым ими образовательным
программам (за исключением
общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений
профессионального образования,
подведомственных федеральным органам
исполнительной власти, в которых в
соответствии с Федеральным законом "О
воинской обязанности и военной службе"
предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений
дополнительного профессионального
образования, находящихся в ведении
федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам
послевузовского профессионального
образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с
первоначальной летной подготовкой,
суворовских военных училищ,
военно-музыкальных училищ, нахимовских
военно-морских училищ, кадетских (морских
кадетских, музыкальных кадетских) корпусов
и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений
дополнительного образования детей и
специальных учебно-воспитательных
учреждений для детей и подростков с
девиантным поведением, находящихся в
ведении федеральных органов
исполнительной власти.
В вышеуказанном примере, деятельность
автошкол подпадает под лицензируемые виды
деятельности и относится к образовательным
учреждениям дополнительного
профессионального образования,
находящихся в ведении федеральных органов
исполнительной власти, но как они получают
лицензию, регистрируя юридическое лицо в
организационно- правовой форме одной из
видов коммерческой организации до сих пор
остается загадкой.
Статья подготовлена специалистом
Казанского юридического центра Птичкиной
Екатериной Михайловной
Раздел: Мнение эксперта
Просмотров страницы: 19517
|