Депутаты фракции «Справедливая Россия» представили на рассмотрение ГД законопроект, который вносит поправки в закон «О государственной кадастровой оценке». В частности, речь идет о переходе к дифференцированной модели установления кадастровой стоимости объектов бизнес-недвижимости.
Авторы проекта считают целесообразным устанавливать минимальное либо максимальное значение налога на землю на основании бухгалтерской отчетности компании, пишет «Ъ». Более того, «эсэровцы» намерены создать правовой механизм, который бы обеспечивал соблюдение экономической обоснованности и учет способности налогоплательщика уплачивать налог. Это позволит сократить количество судебных разбирательств и банкротств среди предпринимателей.
Дифференцированный подход к установке кадастровой стоимости земельного участка и, как следствие, размер налога, предусматривает учет показателей рентабельности объекта бизнес-недвижимости, т.е. показатели безубыточности использования. Установление максимальных и минимальных значений налога предложено возложить на плечи правительства.
Авторы документа утверждают, что реализация проекта не повлечет за собой выделения средств из бюджета, так как снижение кадастровой стоимости объектов с низкой рентабельностью будет компенсироваться повышением стоимости для объектов с высокой рентабельностью.
Среди основных преимуществ дифференциации депутаты называют сокращение оттока капитала, повышение инвестиционной привлекательности недвижимости, а также сохранение работоспособности предприятий и, как результат, сохранение рабочих мест.
Как Вы оцениваете предложения депутатов о дифференцированном подходе к кадастровой оценке бизнес-недвижимости?
Конечно, любая инициатива, тем более депутатов, по обеспечению справедливого налогообложения хороша. Однако в данном случае она, представляется, не имеет никаких шансов на реализацию.
Во-первых, основная идея имущественных налогов состоит в том, что налогооблагаемая база никак не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника объекта недвижимости. Объекты недвижимости должны использоваться наилучшим образом и если у одного собственника не хватает средств на уплату справедливого налога по сравнению с другим, то это его проблемы. В свое время в законе РФ "О плате за землю" 1991 года было прямо записано:"Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год."
Во-вторых, проблемы справедливого налогообложения недвижимости кроются в плохом качестве исходных данных для государственной кадастровой оценки, содержащихся в ЕГРН, и необходимости пополнения доходной базы местных и региональных бюджетов, нагруженных расходными обязательствами без учета реальных возможностей их финансирования. Результатом этого является искажение кадастровой стоимости относительно рыночной вне зависимости от того, кто ее проводит (независимые оценщики или государственное учреждение).
Но решение этих проблем требует недюжинных организационных и интеллектуальных усилий, чего не наблюдается.
А на эту инициативу скорее всего поступит отрицательное заключение Правительства РФ, смысл которого сведется к тому, что поддержка тех или иных отраслей может быть решена за счет дифференцирования ставок имущественных налогов, которую по сути и предлагают депутаты. И Правительство РФ будет совершенно право.
Как Вы оцениваете предложения депутатов о дифференцированном подходе к кадастровой оценке бизнес-недвижимости?
"Непонятны критерии отнесения организации к той или иной категории. Резонно возникает вопрос: как будет оцениваться организация с точки зрения ее рентабельности? Для примера две ситуации: когда искомая недвижимость является единственным активом, в таком случае организация будет держателем недвижимости, а другая, "дружественная" компания арендует по заниженным ставкам этот объект (рентабельность перовой при этом будет нулевая), при этом рентабельность основного бизнеса может иметь различные значения, зачастую совершенно не зависящие от этой недвижимости. Данная инициатива повысит коррупционную составляющую в решении вопроса отнесения организации к той или иной категории. Какой орган будет решать этот вопрос? Где в данном вопросе будет находиться комиссия по оспариванию кадастровой стоимости? Вопросов больше, чем ответов. Понятно, что для многих налог с кадастровой стоимости является значительным обременением, но на практике крупные предприятия получат еще один механизм уменьшить налог на недвижимость, а так называемые "низкорентабельные организации" продолжат платить по полной".