По оценке компании JLL, в 1-м квартале 2017 года доля свободных помещений на основных торговых улицах Санкт-Петербурга снизилась на 0,4 п.п. и составила 6,3%, что является наименьшим значением с конца 2014 года. Самое значительное сокращение показателя произошло на Каменноостровском проспекте – с 6,3% до 2,8%.
«Сокращение вакантности наблюдалось на большинстве основных торговых улиц, за исключением коридоров, специализирующихся на fashion ритейле, – Невского проспекта, Большого проспекта П.С. и Большой Конюшенной улицы. Сравнительно низкая активность fashion сегмента в январе-марте привела к серьезным различиям в структурах открытых и закрытых объектов, которые прежде были более сбалансированными. Так, если заведения общепита лидируют в структуре и открытых, и закрытых за квартал объектов (35 и 36% соответственно), доля ритейлеров одежды, обуви и аксессуаров среди открытий существенно уступает соответствующей доле среди закрытых магазинов (9% и 22%), – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – Знаковыми событиями в сегменте fashion ритейла в 1-м квартале стали открытие бутика Escada и анонсирование бутика Dior на Старо-Невском проспекте».
В целом рынок стрит-ритейла показывает рост: за первые три месяца 2017 года на основных торговых улицах Петербурга открылось на 14% больше объектов, чем закрылось. Стоит также отметить, что количество открытий в прошедшем квартале на 18% превысило показатель 4-го квартала 2016 года и на 22% – значение первых трех месяцев 2016 года.
В числе наиболее активных профилей, помимо предприятий общепита и продуктовых магазинов, стоит отметить сегмент «красота и здоровье»: в центре города появляются новые салоны красоты, барбершопы, магазины парфюмерии и косметики. В результате количество открытий в этом сегменте увеличилось более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущим кварталом и более чем в три раза по сравнению с 1-м кварталом 2016 года. Кроме того, позитивная динамика наблюдается в сегменте услуг, в частности, среди финансовых организаций.
В 1-м квартале динамика арендных ставок на торговых улицах Петербурга была разнонаправленной. На улицах с ярко выраженной специализацией (Старо-Невском проспекте и улице Рубинштейна) наблюдалась высокая конкуренция со стороны отдельных категорий ритейлеров за качественные площадки, что привело к увеличению максимальной границы арендных ставок на 10-15%. В торговых коридорах с менее выраженной специализацией предложение помещений шире, и при умеренном спросе это привело к снижению верхней границы диапазона арендных ставок примерно на 10%. В частности, такая динамика наблюдалась на 6-7 линиях В.О. и в таких второстепенных коридорах, как проспекты Энгельса и Ленинский.
Вследствие усиливающейся специализации улиц растет ротация арендаторов: в 1-м квартале 2017 года она составила 6,7%, увеличившись на 1,0 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и на 1,2 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом.
«Владимирский проспект и Садовая улица традиционно лидируют по уровню ротации среди основных торговых коридоров города, и в 1-м квартале показатели на этих магистралях составляли 10,1% и 9,7% соответственно. Высокая ротация на этих магистралях обусловлена превалированием небольших помещений и значительной долей несетевых магазинов. Несмотря на высокую интенсивность покупательского трафика, его неоднородность вынуждает внимательно анализировать как все преимущества и недостатки каждого конкретного помещения, так и особенности спроса. Неверно проведенный арендаторами анализ приводит к вынужденным закрытиям магазинов и, как следствие, к повышенной ротации на магистралях», – отмечает Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге.