Риск-ориентированный подход, который, согласно нынешнему законодательству, применяется при плановых проверках бизнеса, могут применить и для внеплановых проверок. С такой инициативой выступили в МЭР. Замминистра экономического развития Савва Шипов рассказал «Известям», что инициировать проверку после каждой жалобы населения нецелесообразно. Ввиду этого, для предприятий нужно установить индикаторы риска.
Эти индикаторы будут срабатывать в случае возникновения нештатных ситуаций. На основе анализа рисков предприятия контрольные ведомства будут принимать решение о внеплановой проверке. Проверки при поступлении жалоб от населения будут проводиться только, если ситуации, описанные гражданами, будут совместимы с индикаторами риска.
Разработка индикаторов риска вверена Росаккредитации. В правительстве полагают, что внедрение риск-ориентированного подхода при внеплановых проверках бизнеса снизит нагрузку на контрольно-надзорные ведомства, поскольку они будут реагировать только на обоснованные жалобы.
Как Вы оцениваете перспективу введения риск-ориентированного подхода при внеплановой проверке бизнеса?
Введение риск-ориентированного подхода при внеплановых проверках позволит проводить их более акцентировано, что повысит их качество. Важно также, что проверяющие бизнес государственные структуры будут вынуждены более тщательно подходить к обоснованию необходимости внеплановой проверки, это также повысит качество подготовки и проработки решений на уровне органов государственного контроля и снизит так называемое "административное давление" на бизнес. Плюсом станет также то, что при риск-ориентированном подходе больше внимания будет уделяться анализу содержания и подоплеки жалоб конкретных заявителей, что, безусловно, будет способствовать повышению качества осуществления контроля со стороны государственных органов с одной стороны, а с другой будет стимулировать бизнес-структуры к повышению качества взаимодействия с общественностью и потребителями. Еще одним преимуществом введения риск-ориентированного подхода мне представляется перспектива повышение ответственности бизнеса при реализации им своей деятельности и качества внутреннего контроля со стороны топ-менеджеров и владельцев организаций.
Как Вы оцениваете перспективу введения риск-ориентированного подхода при внеплановой проверке бизнеса?
О необходимости перехода на риск-ориентированный подход и страхование рисков говорят уже давно, но дело двигается медленно. Пока на него перевели только ряд проверочных процедур федеральных органов власти, но бизнес жалуется, что сокращение проверок со стороны федералов за последние пару лет с лихвой компенсируется региональными и муниципальными органами, и это понятно: они тоже хотят «кушать», тем более – в условиях хронического недофинансирования.
Сейчас правительством вроде заявлено распространение риск-ориентированного подхода на субъекты РФ, но в добровольном порядке. Полагаю, что в таком случае дело с мертвой точки не сдвинется. Добровольно от ренты еще никто никогда не отказывался…
Как Вы оцениваете перспективу введения риск-ориентированного подхода при внеплановой проверке бизнеса?
— Введение в нашей стране риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля является, на мой взгляд, очень правильным и своевременным решением правительства. Наибольшее количество жалоб от предпринимательского сообщества поступало именно на незаконность проведения внеплановых проверок, инициаторами которых подчас являлись граждане, недовольные деятельностью того или иного предприятия, или конкуренты. Внедрение «умного» подхода к проверкам с чётко обозначенными категориями рисков по трём ключевым направлениям — санитарно-эпидемиологическому, пожарному и надзору в области связи — позволит добросовестным предпринимателям вести свой бизнес, не опасаясь внезапных визитов контрольно-надзорных органов. Введённая система, кроме того, позволяет предпринимателям переходить из одной категории риска в другую при соблюдении всех требований.
Сегодня мы наблюдаем действительно серьёзные изменения в подходе при осуществлении государственного контроля. Я бы сказал, что происходит переход от «палочной системы проверок» к эффективной системе, основанной на проверках тех предприятий, которые представляют реальную опасность и имеют высокие риски причинения вреда.
Я отмечу, что при разработке постановления о риск-ориентированном подходе при проведении проверок были учтены замечания предпринимательского и экспертного сообщества, а сам подход внедрялся поэтапно. Пилотные проекты показали свою эффективность в таких ведомствах, как МЧС, ФНС, Роспотребнадзор, и ряде других ведомств.
Все эти изменения в законодательстве, безусловно, влияют на снижение административных барьеров, способствуют формированию здоровой предпринимательской среды и улучшению инвестиционного климата.