Россия входит в число худших стран по стоимости бизнеса. К такому выводу пришли специалисты Московской школы управления «Сколково» и инвестиционной группы UCP, проанализировав тридцать крупнейших экономик с точки зрения стоимости бизнеса. Исследование показало, что бизнес в РФ стоит в разы дешевле, нежели в большинстве государств БРИКС, США и Западной Европы.
Оценив экономики мира по 19 различным показателям ведения бизнеса, включая безопасность инвестиций, налоговую политику, процентные ставки, макроэкономику и доступность капитала, эксперты поставили РФ на 27-ю строчку рейтинга с индексом стоимости бизнеса 29.26.
Авторы исследования подчеркивают, что стоимость бизнеса зависит от финансовой устойчивости. В РФ для продвижения компаниям приходится рассчитывать либо всецело на свои силы, либо на помощь государства. В то же время доступность финансовых услуг в стране находится на недостаточно высоком уровне. Процентные ставки в банках далеко не всегда позволяют бизнесу брать кредиты.
Экономисты отмечают еще две причины занижения стоимости бизнеса в РФ - нарушение прав собственности и плохое корпоративное управление, пишет РБК. Наконец, снижение доходов компаний провоцируют ограничительные меры стран Запада.
Как Вы оцениваете результаты исследования? По Вашему мнению, какие меры со стороны государства помогут удорожить бизнес в РФ?
Прежде чем говорить о стоимости бизнеса, необходимо рассмотреть условия его становления и развития. Нельзя забывать, что и становление его и развитие зависит от той экономики, где он имеет место быть. Тем более, что в исследовании учитывали 19 показателей, влияющих на оценку бизнеса в пяти категориях: макроэкономика, безопасность инвестиций, процентные ставки, доступность капитала и налоговая политика. Соответственно необходимо рассмотреть все эти показатели или хотя бы часть из них, чтобы понять проблемы и причины низкой оценки отечественного бизнеса. Страны сравнивали на основе собственного «индекса стоимости бизнеса». И для того, чтобы приблизить Россию ближе к значение индекса к 100, как это имеет место быть в развитых странах, необходимы ряд мер и условий. А для этого, необходимо снять ограничения. Итак, рассмотрим некоторые ограничения и проблемы, имеющие место быть в нашей стране и способствующие снижению стоимости отечественного бизнеса. Сегодня уже не секрет, что та либеральная модель экономики, которой придерживались в нашей стране - не работает. Запад жестко ведет свою позицию поведения на рынке не в нашу пользу. Это и понятно. Конкуренция. Следовательно, модель экономики требуется менять. Практически целиком. За весь период 2000-х, за небольшим исключением, кардинально изменяющего нашу экономику к лучшему, ничего не было сделано. Хотя и бизнес и власть –старались. Но этого старания оказалось недостаточно. Большинство проблем в отечественной экономике, касается институционального уровня управления. А перемены, которые необходимо осуществить на этом уровне занимают продолжительное время. Выход из этой ситуации - использовать стратегии, позволяющие получить короткий, но быстрый эффект. Следующее ограничение и проблема. Это экономическая свобода. Есть ли она у бизнеса? Да. Есть и права, и обязанности. Но сделать что-либо – невозможно. Причина. Одна из… Низкая доступность кредита. Низкая платежеспособность потребителя. Проблемой является и система разрешения. Слишком много видов деятельности, при открытии которых требуется получение лицензии. Таких видов должно быть –единицы. Далее - коррупция и вымогательство, административный произвол. Проблемы, чисто институциональные. Необходима служба защиты бизнеса. Политика тоже накладывает некоторое ограничение на развитие. Недопустимо снижение уровня благосостояния населения. Имидж власти должен расти, а не только имидж президента. Одной из основных проблем роста ценности бизнеса, полагаю, можно назвать и валютное регулирование. Его необходимо сделать мягким. Запретить приобретать валюту и иметь валютные счета юридическим лицам и физлицам-предпринимателям и частным лицам. Ввоз в страну валюты и спекуляцию, сделки в валюте, займы между банками и клиентам - запретить. Валютная выручка экспортеров должна быть продана на рынке. В интересах государства какие-либо валютные операции -возможны. Для субъектов - нет. Сделать это несложно - лицензирование импортных операций. Другими словами - за рубежом покупай и оплачивай в валюте, но копить нельзя. На российском рынке, все кто хотят - работайте, но покупая рубли. Учитесь зарабатывать на бондах и акциях, а не на валюте. Импорт и экспорт товара/услуги для всех субъектов –сохраняется. Вопрос курса валют решается через валютные оговорки и хеджирование. Это позволит расти рублю. Резервы перестанут снижаться, отток капитала приостановится, банки перенаправят свои средства на кредитование(спекуляция валютой запрещена!). Следующая проблема-это нехватка денег в Российской экономике. Коэффициент монетизации в России-где-то около 50%. Тогда как в США около 300%. Классика предполагает около100%. Проблема возникла из-за трудности получения кредита и высоких ставок по кредиту. Это не дает развиваться бизнесу и приводит, как правило, к монополии. Снижается конкуренция, а следовательно исчезает развитие, растут цены. Необходима кредитная эмиссия. Процентная ставка должна быть не более 4%. Следующую проблему, ограничивающую рост и развитие бизнеса в отечественной экономике, а следовательно и его ценности, можно обозначить как импортозамещение и реиндустриализация. Во-первых, надо продумать условия дозагрузки имеющихся мощностей, а во-вторых, создавать новые мощности. И последнее это налоги. Если снять ЕСН, хотя бы на три –четыре года, для всего бизнеса, кроме крупного…
Теперь о результатах исследования: Кроме проблем, имеющих место быть на макро и микро уровне, есть еще чисто специфические особенности и различия не только в экономиках стран, но и в инструментах и методах оценки стоимости бизнеса. Но это, безусловно связано с выше обозначенными ограничениями и проблемами. Это и совершенно разные значения тех факторов, которые принимают участие в формировании стоимости бизнеса, самого хозяйствующего субъекта. Сюда же можно отнести и информационную закрытость отечественного рынка, и неразвитость венчурного рынка. Всё это усложняет использование методов оценки стоимости бизнеса. Коротко о подходах, которые используются для оценки бизнеса в России, сегодня это доходный, сравнительный и затратный. Если сказать в целом, не рассматривая каждый из них в частности, то одни из них не учитывают перспективы бизнеса, рыночную ситуацию на дату оценки, а другие - не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов, сложность поиска данных для проведения оценки, трудоемкость, но учитывают влияние производственных факторов на изменение стоимости активов.
Вывод: Для удорожания отечественного бизнеса, крайне необходимо попробовать осуществить те преобразования, что предложены выше и крайне необходимы изменения в самой оценочной деятельности. А именно: стандартизация оценочной деятельности. Правила регулирования должны быть едиными, а расчеты оценщиков должны базироваться на основе общепринятой методологии. Понятийный аппарат, и это не только в оценке бизнеса, а в целом в экономике, должен быть единым, уж коли мы вошли в рынок и стремимся на международный. Для осуществления всего этого, необходимо создать систему процедур и мер, направленных на повышение качества оценки и тогда будет соответствие определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков.
Как Вы оцениваете результаты исследования? По Вашему мнению, какие меры со стороны государства помогут удорожить бизнес в РФ?
Оценка экспертов вполне справедлива, правда надо сделать поправку, что эксперты рейтинга Doing Business к России более лояльны, так как мы поднялись в нем на 31 место. При этом по некоторым позициям мы по прежнему отстаем и существенно. С другой стороны следует учитывать, что стабильность национальных валют и в ведущих странах ЕС, и в Китае, да и в США, учитывая статус доллара, как основной мировой резервной валюты, гораздо более стабильное. Еще одним важным фактором невысокой стоимости бизнеса в России является, то что бизнесмены банально занижают его стоимость прикрываясь высокими налоговыми ставками. Тогда как налоговая культура и в ведущих странах ЕС, и в Китае, да и в США очень высокая, в России же от налогов уходить просто "принято", раз это делает крупный бизнес, то почему малый и средний бизнес должны оставаться в стороне. Следовательно, самой важной задачей для государства должно стать формирование этой налоговой культуры. Этому могут послужить недавние решения о фиксации налоговой нагрузки на бизнес до 2024 года, о которой говорил Президент РФ В. В. Путин. С другой стороны важнее не ужесточение законодательства, а неотвратимость наказания, как это действует в ЕС и США. Там законы просты и понятны для исполнения, но их нарушение грозит серьезными проблемами. Если органам государственного управления удастся повысить эту цену нелегальности для российских бизнесменов, то и в рейтинге Мировой школы управления "Сколково" и инвестиционной группы UCP в следующем году нам удастся поднять, также как это произошло с рейтингом Doing Business Всемирного Банка.
Как Вы оцениваете результаты исследования? По Вашему мнению, какие меры со стороны государства помогут удорожить бизнес в РФ?
Боюсь, никакие меры этого правительства уже не помогут. Потому что бизнес – за исключением приближенных руководителей полугосударственных и квазичастных холдингов – нынешнему государству не верит, соответственно, долгосрочных планов не строит и инвестировать не торопится.
Как Вы оцениваете результаты исследования? По Вашему мнению, какие меры со стороны государства помогут удорожить бизнес в РФ?
При расчете индекса стоимости бизнеса (ИСБ) было учтено 19 показателей из 5 групп, но это очень скудная информация, чтобы делать выводы о достоверности данного инструмента. Вопросов больше, чем ответов:
1. Почему 30 стран? Ни 10, ни 50?
2. Почему 85% объема мирового производства? Ни 75 и ни 90%. Чем это обосновано?
3. Вероятно, для определения интегрального показателя использованы удельные веса каждого из 19 показателей или кластеризация по группам показателей?
И самый важный вопрос в чем предлагаемая методика лучше применяемой несколько лет методики мирового банка, которая позволяет сравнивать рейтинг в динамике?
Согласно данному рейтингу Россия с 2012 г. до 2019 г. переместилась со 120 позиции (из 200+ стран) до 31. Да, поставленная цель занять 20 место не достигнута, но это не повод икать проблему в инструментах измерения неудач и поиске методик их оценки.