Практически каждый десятый автомобиль, приобретаемый гражданами в рамках программы льготного кредитования («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), погашается в течение первых 3х-4х недель. Банкиры сетуют на то, что некоторые покупатели просто хотят заполучить автомобиль со скидкой, хотя суть программы – помочь людям, которые не могут при помощи собственных средств приобрести автотранспортное средство.
Как результат, кредитные организации негодуют из-за досрочного погашения заемщиками льготных автокредитов, поскольку они делают бизнес невыгодным на фоне недополучения прибыли. С целью изменить ситуацию банкиры обратились в Минпромторг, который является куратором государственной программы, с просьбой подкорректировать условия получения кредитов.
Нынешние условия программы по адресной поддержке граждан при покупке автомобилей не предполагает никаких ограничений по части сроков погашения ссуды, пишет "Ъ". Это значит, что закрывая кредит досрочно, заемщик не нарушает требования программы.
Аналитики отмечают, что государственная программа льготного автокредитования призвана оказать адресную поддержку населению и автомобильным концернам, а не кредиторам. Посему прошение банкиров может остаться в «подвешенном» состоянии.
По Вашему мнению, стоит ли ужесточать условия программ автокредитования с госучастием? Как это может отразиться на спросе среди потенциальных покупателей?
Покупатели, которые гасят льготный автокредит за первые 3-4 недели и таким образом экономят на покупке авто, не нарушают закон. Минпромторг специально не ограничивал сроки погашения льготных автокредитов. Если ведомство готово обсуждать предложения участников рынка по данному вопросу, то, возможно, банки захотят ограничить возможности заемщиков по досрочному погашению льготного автокредита. Однако данная мера может потребовать внесения изменений в отдельные нормативные акты. А это процесс не быстрый.
С другой стороны получаемая банками выгода от действия федеральных льготных программ значительно выше тех финансовых потерь, которые они несут от подобных сделок. Целесообразность реализации госпрограмм подтверждается и тем фактом, что изначально льготное автокредитование было создано для стимулирования покупательского спроса и развития автопрома, а также для пополнения бюджета за счет получения сборов и налогов от авто, а не для поддержки банковской системы.