Клиентам-отказникам банков дадут шанс на реабилитацию


Ассоциация «Россия» вступила в переговоры с Центробанком о решении проблемы работы банкиров с черными списками клиентов-отказников. По мнению сообщества, в черный список иногда попадают случайные люди, а также те, чьи нарушения не тянут на включение в этот перечень. Таких, по данным статистики, от 5% до 30%.

Дабы решить проблему, профессиональное сообщество предлагает дать клиентам-отказникам банков шанс на реабилитацию. В частности, они предлагают ввести испытательный срок для «новичков» нарушителей и установить срок давности для автоматического исключения отказников из черного списка, пишет «Ъ». Среди других инициатив – дополнить перечень информацией о банках, которые включили клиента в черный список, виде операции и причинах отказа, чтобы у других кредитных организаций была полная информация о гражданине.

Напомним, черный список формируется из граждан/компаний, которым было отказано в проведении операций или отказано в обслуживании по причине подозрений в нарушении ФЗ-115. В ассоциации «Россия» подсчитали, что на данный момент в черных списках находятся 200 тысяч физлиц, столько же компаний и 120 тысяч ИП.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Андрюшкин Вячеслав (Первый вице-президент Азиатско-Тихоокеанского банка)

Как Вы оцениваете предложенные профсообществом механизмы реабилитации клиентов-отказников банков?

Если банк узнает, что у клиента, который к нему обращается, ранее в других банках были проблемы, то он должен оценить степень сложности ситуации. Дальнейшее взаимодействие с клиентом - на усмотрение банка.

Так, если банк после проверки уверен, что сейчас у клиента все в порядке, то начинает нормально с ним работать. Если у кредитно-финансовой организации есть основания предполагать, что компания попала в списки не по ошибке, у нее идут нарушение за нарушением, то банк, конечно же, будет относиться соответственно.

И третий вариант: если клиент работает, но к его работе возникли некоторые нарекания, клиенту обращают на это внимание и просят привести свою деятельность в соответствие с существующим законодательством. На это, безусловно, выделяется время, после чего банк обязательно контролирует изменения и затем уже принимает решение о возможных вариантах сотрудничества. Оно будет нормальным, либо банк будет вынужден ограничивать ряд операций, если неточности в работе не были исправлены до конца.

Волкоедова Елена (Заместитель председателя правления - Директор департамента клиентского обслуживания СДМ-банка)

Как Вы оцениваете предложенные профсообществом механизмы реабилитации клиентов-отказников банков?

Я полностью согласна с коллегами, предлагающими дополнить «черные списки» информацией о банках, направивших негативное сообщение о клиенте. Так же полезно было бы знать максимум подробностей о виде операции, причинах отказа. Это, безусловно, помогло бы банкам при принятии решения об открытии счета организациям из списка. Ведь механизм «испытательного срока» в принципе может не заработать, если банки по-прежнему будут опасаться открывать счета таким организациям. В то же время, я очень сомневаюсь в эффективности установления «срока давности», ведь реальной организации нужно эти три года работать, а присутствие в «черных списках» сильно осложнит взаимоотношения с контрагентами.

Для сокращения количества организаций, попадающих в данные списки незаслуженно или из-за собственной ошибки, допущенной из-за незнания законов, на мой взгляд, необходимо несколько изменить подход к формированию черных списков, а именно: не направлять в списки организации, у которых был только один отказ в проведении операции. При повторном отказе в течение года уже можно говорить о том, что сомнительные операции носят систематический характер, поэтому организация подлежит включению в черные списки.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также