Среди первоочередных шагов, на которые готово пойти правительство, - повторная налоговая амнистия, подразумевающая защиту от претензий фискальных органов к средствам, которые возвращаются в страну в рамках подобной кампании.
По словам Шувалова, власти готовы предпринять «второй заход», поскольку первая амнистия, прошедшая в 2007 году была не совсем удачной. Тогда закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» позволял уплатить 13 процентов от доходов, полученных до 2006 года и не задекларированных.
Теперь банковскому сообществу предстоит подготовить пакет предложений по целому ряду вопросов, и направить их правительству, ЦБ и президенту.
Налоговая амнистия может стать хорошим механизмом для притока денежных средств в Россию. При этом важно понимать, что всплеск бизнес-активности (как результат такой инициативы) может привести к обратной ситуации – переводу денег в оффшоры. Безусловно, ситуация на Кипре напугала российских инвесторов, и какое-то время отечественный капитал будет «оседать дома», однако говорить о том, что такая ситуация сохранится в долгосрочной перспективе было бы не совсем корректно.
Для улучшения инвестиционного климата в России необходим целый комплекс мер, направленных на то, чтобы бизнесу было выгодно оставлять деньги именно в стране. Пока же наиболее привлекательным и безопасным способом сохранить свои доходы и обезопасить их от инфляции является хранение денег на депозитах в российских банках или в ценных бумагах. Это самый простой и наименее рисковый способ легализации дохода как для физических, так и для юридических лиц.
Еще одна финансовая амнистия сама по себе не решит проблем, стоящих перед страной. Современное общество социально и политически раздроблено и узнать общую "температуру по больнице" невозможно. Да и как можно сравнить экономический эффект возвращения капитала в Россию с настроениями в обществе, которое по-прежнему не любит богатых. Системные реформы не удаются. Модернизация и стабилизация оказываются в равной мере вывесками, почвой для бесплодных рассуждений экономистов, а в экономике не происходит ни того, ни другого. Мы живем в ожидании чего-то светлого, в преддверии чего-то темного, по-прежнему следя за курсом доллара и стоимостью барреля нефти. Крупный бизнес подконтролен власти, а малый и средний так и не смогли занять место, дающее возможность влиять на принятие решений. Ходорковский и Лебедев отбывают срок, Чичваркин комментирует российские события из Лондона, лидер оппозиции на скамье подсудимых, у создателя и совладельца самой крупной в стране социальной сети обыски на работе и дома.
На наш взгляд так называемая налоговая амнистия сама по себе не способна решить уже набившей оскомину проблемы оттока капитала из РФ. Подобная мера – это, своего рода, крик души на все продолжающийся отток капитала из РФ. Наши основные ведомства уже ни раз промахивались, говоря о скорой смене тренда (переход оттока в русло притока). В понедельник (23 апреля) глава МЭР Андрей Белоусов вообще назвал мифом заявления о масштабном оттоке капитала из России, указав на то, что третий квартал кряду в России большой приток прямых иностранных инвестиций, а вывоз капитала связан в основном с операциями банков по наращиванию активов. Однако такой подход проблемы не решает, вместо мифа мы имеем суровую реальность: по предварительным данным в 1-м квартале 2013 г. из страны утекло еще 25.8 млрд долларов. В прошлом году мы «попрощались» в совокупности с 52.4 млрд долларов.
России надо усиленно работать над улучшением бизнес-климата, на новый качественный уровень мы пока явно не перешли, а большинство злободневных вопросов так и остались без своих ответов: малый и средний бизнес так и не стал опорой экономики РФ, коррупция зашкаливает, да и в целом вести бизнес в России многие опасаются, боясь в мгновение ока потерять свои средства. Бизнесу нужна уверенность в хотя бы завтрашнем дне, прозрачность процессов. Без всего этого никакая амнистия (наименее трудоемкий, но имеющий малый КПД механизм) не спасет Россию от бегства капитала.