Реестр «бенефициарных собственников» будет наполняться данными о собственниках структур, получающих господдержку. Сейчас решается судьба инициативы, обязывающей всех российских налоговых резидентов полностью указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированные организации. Одновременно в законодательстве должны появиться основания для привлечения к ответственности бенефициарных собственников российских АО и ООО.
Налоговый кодекс предлагается наполнить положениями о «контролируемых иностранных компаниях», а также об ужесточении санкций за злоупотребления международными налоговыми соглашениями. Все эти действия лягут в основу пока еще не существующей «Концепции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ до 2020 года».
Между тем, ЦБ РФ уже разъяснил банкам порядок применения антиотмывочных поправок, требующих выявлять бенефициарных владельцев клиентов. Бенефициарным владельцем считается физлицо, которое в конечном счете прямо или косвенно владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юрлицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Отметим, что банки уже сейчас выявляют бенефициаров своих клиентов, например при одобрении кредита и проведении некоторых других операций.
Как вы прокомментируете ужесточение контроля за компаниями в рамках «национального плана»?
На лицо комплексный и согласованный подход ведомств по противодействию незаконного оттока капитала из бюджета России. На мой взгляд, приведенные инициативы государства слишком односторонние, требуют совершения действий под страхом наказания, и совсем не предлагают каких-либо послаблений и поощрений для бизнеса, что стимулировало бы его развитие и способствовало экономическому росту.
Вводимые меры являются ответной реакцией на уже внедренные и действующие много лет схемы, что в свою очередь, приведет к необходимости переосмысления и перестроения компаниями таких схем. Для того, чтобы скрыть информацию о бенефициарах крупный бизнес и бизнес, находящийся у чиновников, понесет дополнительные затраты на усложнение финансово-правовых схем. Очевидно, что такие затраты приведут к удорожанию стоимости ведения бизнеса, и войдут в себестоимость товаров и услуг этих компаний.
Кроме того, необходима детальная проработка некоторых законодательных инициатив, учитывающая экспертное мнение, судебную практику и позицию бизнеса. Например, такое оценочное понятие как «злоупотребление» правами в сфере налогообложения требует качественной теоретической разработки.
С другой стороны, в разрезе борьбы с незаконным неисполнением налоговых обязательств, данные инициативы оправданны, отражают международную практику. Принимаемые меры максимально облегчат налоговым органам получение информации о налогоплательщике, его контрагентах и бенефициарах, а также позволят им бороться с фирмами-однодневками, уклонением от уплаты налогов и незаконными финансовыми операциями. Исходя из доказанности факта взаимозависимости с иностранным контрагентом, налоговые органы смогут сконцентрироваться на определении экономической цели и обоснованности сделок.
При этом остается риск предоставления налогоплательщиками недостоверной информации о своих бенефициарах. В связи с чем, комментируемые инициативы могут быть реализованы при налаженном информационном обмене с иностранными государствами. Однако на сегодня такие соглашения об информационном обмене заключены лишь с немногими из них.