Если рассматривать худший сценарий развития ситуации в Украине, то нарастающий дефицит индекса ликвидности будет еще больше усугублен, поскольку рефинансировать долги российских заемщиков перед иностранными кредиторами на 50—70 млрд долларов придется в России, заметил Греф. Возможности занимать у государства (долг банков перед которым приближается к 5 трлн рублей) ограничены объемом залоговой массы, которая исчерпана уже более чем на 75%.
Другой риск для ликвидности — конвертация средств граждан и компаний в валюту на фоне ослабления рубля. Чтобы избежать валютных рисков банки будут вынуждены покупать валюту, что приведет к прямой нагрузке на рублевую ликвидность. Падение рынков уже привело к снижению показателя достаточности капитала банков на 0,5 п. п., а реализация рисков по инвестициям в украинские активы может снизить его еще на 0,7 п. п.
Среди «антикризисных мер», которые предлагает Сбербанк: пролонгация 10-летних субординированных кредитов, привлеченных банками от ВЭБа и ЦБ в 2008—2009 годах, с возможной их конвертацией в «вечные» ссуды, расширение инструментов рефинансирования вплоть до задействования беззалогового кредитования.
Также действенными мерами могут стать смягчение ранее ужесточенных регулятивных требований к банкам, которые давят на капитал, и усиление надзора за банками из группы риска, чтобы предотвратить вывод активов.
Как вы прокомментируете наиболее существенные риски для банковской системы на фоне событий в Украине? Какие антикризисные меры представляются наиболее адекватными?
Крайне негативный вариант, который можно рассмотреть, это, пожалуй, иранский, то есть прекращение взаимоотношений со странами, присоединившимися к санкциям. Напомним, что сейчас у нас основные торговые отношения налажены с Китаем, Германией, США, Нидерландами, Японией и т.д. Соответственно, банкам, как и экономике, возможно, придется переориентироваться на другие рынки, валюты, контрагентов. Вероятно, Китай, Японию. Вариант заморозки российских активов в Европе и США маловероятен (это могло бы оказать давление на денежные потоки кредитных организаций). Напомним, что сейчас санкции носят в основном политический характер, поэтому оказывают слабое влияние на банковскую систему. В основном ситуация на Украине пока только ограничивает заимствования российских банков за рубежом, что, на наш взгляд, не критично для системы - около 3,5% пассивов, причем этот долг существенно "растянут" во времени.
Поддержка, на которую стоит рассчитывать в первую очередь, это действия со стороны ЦБ. Отметим, что во многом антикризисные меры были проработаны еще в 2008-2009 годах, в том числе и беззалоговое кредитование. Поэтому решения, скорее всего, будут приниматься оперативно. Перенос введения повышенных требований, безусловно, поддержит системно значимых игроков финансового рынка, тем более, что к ним при ухудшении ситуации будет обращено основное внимание со стороны ЦБ и всего сектора. Пролонгация выданных субординированных кредитов - также наиболее вероятный шаг, поскольку банковская система уже испытывает давление на капитал со стороны ослабевшего рубля, проседающих рынков ценных бумаг и рисков в отношении активов на Украине.
Какие антикризисные меры представляются наиболее адекватными?
Если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, регулятор будет вынужден рассмотреть вопрос о введении дополнительных инструментов рефинансирования, к которым относятся беззалоговое кредитование, снижение требований по качеству залоговых активов. Возможно, потребуется ослабление требований по достаточности капитала для системообразующих банков и изменение условий субординированных кредитов. Хочу подчеркнуть, что это относится к экстремальному сценарию. Скорее всего, геополитическая ситуация будет нормализована, а следовательно системные риски банковского сектора будут иметь значительно меньшие масштабы и имеющегося у регулятора набора инструментов будет достаточно.