Минфин и Банк России разошлись в стратегии по реформированию рынка аудита


Аудиторы банков будут сотрудничать с Банком России более тесно. Регулятор получит право запрашивать информацию о несоблюдении нормативов кредитными организациями, о прецедентах завышения клиентами стоимости активов и о системе управления рисками. При этом аудиторы будут обязаны предоставить такие данные в любой момент (в течение 20-ти дней со дня запроса). Это одно из положений, которые Центробанк планирует внедрить в законодательство о деятельности аудиторов.

Между тем, Минфин и Банк России разошлись в стратегии по реформированию рынка аудита. Министерство, будучи действующим регулятором сегмента, планирует смягчить ряд положений в законе «Об аудиторской деятельности»; регулятор настаивает на ужесточении требований, пишет «Ъ». В частности это касается регулирования сегмента банковского аудита.

Среди новаций в законодательстве – введение понятия ОЗО (общественно значимая организация). Регулятор относит к таким ОЗО НПФ, ПАО и других профучастников, которые торгуют ценными бумагами на бирже. Для аудита таких организаций будут привлекаться аудиторские компании с не менее семью людьми в штате и только по реестру Центробанка. Остальные организации смогут привлекать к работе компании со штатом не менее трех человек.

Тем временем, ЦБ отказался от нормы, которая обязывала аудиторов иметь в своем штате актуария.

Стоит отметить, что функции по надзору за рынком аудиторов Банк России получит только в 2019 году. Реестр аудиторов ОЗО будет сформирован к концу следующего года.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Ширяев Дмитрий (Руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз»)

Как Вы оцениваете нововведения в законодательстве (предложенные ЦБ), ужесточающие правила работы аудиторов?

Общий смысл согласованного законопроекта для аудиторов от их нынешнего и будущего регуляторов прост: "поживите (пока)". Могло быть хуже.

Аудиторские организации поделят на 2 сорта - оказывающих услуги общественно значимым организациям (ОЗО) и остальных. При этом, в с равнении с ранее предлагавшейся редакцией для аудита ОЗО количество аудиторов, работающих по основному месту работы до 2023 года уменьшено до 7, а ранее указанная цифра в 12 аудиторов по основному месту работы будет обязательна с указанного года.

Аудит "по критериям" все же решили оставить, но сами критерии существенно повысили: по выручке с 400 млн. за год - до 800 за каждый из предшествующих проверяемому году лет, по активам - соответственно с 80 млн. за год - до 400 млн. за каждый из предшествующих отчетному году двух лет. При этом введен третий критерий - численность работников от 100 человек за каждый из предшествующих проверяемому году двух лет. В отличие от существующего порядка, когда достаточно одного критерия для обязательного аудита, планируется соответствие одновременно двум из трех. В связи с этим, сокращение рынка аудита будет заметным и неизбежным, но к коллапсу (как в первоначальной версии поправок) не приведет.

В проекте обозначены и принципы постоянности аудита ОЗО для поддержания статуса аудиторской организации, имеющей право на обязательный аудит таких организаций. При непроведении аудиторской организацией в течение двух лет подряд обязательного аудита ОЗО она может утратить право на соответствующий вид деятельности. Учитывая сохранившееся требование к трем аудиторам из 7-12 иметь опыт проверок не просто ОЗО, а имеющих соответствующий профиль деятельности (банки, страховые компании и т.п.), рынок аудита ОЗО будет последовательно монополизироваться несколькими крупными игроками, имеющими не менее трех аудиторов, имеющих опыт проверок ОЗО каждого профиля.

А СРО аудиторов проект точно порадует. Уже нет требования для поддержания статуса СРО аудиторов иметь в составе своих членов компании с определенной "долей рынка". В связи с этим, устраняется риск установления крупными игроками контроля над СРО.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также