Во втором квартале текущего года количество банкротств в РФ увеличилось на 2.8% (на 5.4% в годовом выражении), тогда как в первом квартале прирост составил всего 1.6% (2.3% в годовом выражении). Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) утверждают, что интенсивность роста дел о несостоятельности продолжает рост.
Аналитики выделяют четыре основные причины роста количества банкротств граждан и компаний. Во-первых, это экономическая стагнация, во-вторых, - сдержанная денежная политика Банка России, в-третьих, - слабо ощутимый внутренний (потребительский) спрос, и, наконец, - рост ВВП страны, пишет «Ъ».
Среди других возможных причин увеличения количества несостоятельных людей и компаний эксперты выделяют медленное снижение ключевой ставки и низкие темпы восстановления инвестиционного спроса. Интенсивность банкротств можно было наблюдать практически во всех сферах экономики: электроэнергетике, коммерческих услугах, торговле, строительстве, металлургии, машиностроении, пищепроме, транспорте, связи. Немного снизилось число дел о несостоятельности в финансовой отрасли.
По Вашему мнению, как можно избежать роста количества банкротств, учитывая нынешнюю экономическую конъюнктуру и прогнозы?
Стоит обратить внимание на приведенную статистику - рост количества процедур банкротства, во-первых, незначителен (если брать во внимание весь период существования современного российского банкротства), и находится на уровне 2014-ого года, во-вторых, рост количества процедур действительно связан с "пробуждением" экономики и увеличением объемов рынка, то есть в целом не представляет ничего критического. Однако, профилактика банкротства, которая может предотвратить дальнейший рост, была необходима всегда, учитывая, что реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление) на этапе банкротства, к сожалению, уже не работают. Здесь необходимо, как и с физическими лицами, проводить повышение финансовой грамотности бизнеса, куда входит и правовая, а также "рисковая" составляющая - так называемая проверка контрагента зачастую проводится все еще поверхностно. Повышать финграмотность следует и среди потенциальных должников, и среди кредиторов. Необходимо развивать механизмы, действительно гарантирующие и обеспечивающие возврат долга (не только стандартные залоги и поручительство, но и независимые гарантии, страхование рисков), что к тому же поспособствует развитию и смежных сфер услуг, правильно выстраивать переговорную работу с должниками, контроль взыскания дебиторской задолженности (правильнее сказать - не допускать ее возникновения, внедрить pre-collection, грамотно выстроить работу с долгами).