Банк России и Министерство финансов до 1 октября 2017 года должны разобраться с фактами нарушения прав заемщиков. В частности, речь идет о тех заемщиках, которые обращаются к кредиторам за финансовыми продуктами, предполагающими страховку. В РФ сложилась практика, когда в договоры страхования включаются дискриминирующие условия, сводящие возможность получения страховой выплаты к нулю.
Например, в случае обнаружения у заемщика хронического заболевания страховщик может отказать ему в выплате. Аналитики предлагают на законодательном уровне закрепить право на получение страховой выплаты, если клиент узнал о заболевании после заключения договора о кредитовании и страховании, пишут «Известия».
Сейчас страховка является обязательной при получении автокредита либо ипотеки. Ссуды со страховкой зачастую выдаются по более низким ставкам, нежели те, которые ничем не обеспечены.
В ЦБ намерены проконтролировать вопрос навязывания страховки заемщикам. Как показал мониторинг КонфОП, многие кредиторы навязывают страховку клиентам при заключении договора по потребительским кредитам.
По Вашему мнению, поможет ли усиленный контроль регулятора в решении проблемы дискриминации заемщиков при получении страховой выплаты?
Практика нашего проекта и обращения граждан с жалобами на навязывание страховки показывает, что норма 353 закона о запрете работает довольно условно. Даже формальное право выбора предоставляется только отдельным настойчивым заемщикам.
Более того, использование коллективного договора страхования, и механизма присоединения к нему, позволяет банкам обходить требования к субъектам страхового дела и, фактически, сводит на нет нормы о периоде охлаждения, праве гражданина отказаться от страховки в любой момент. Формально, после того, как заемщик подписал согласие, жаловаться в надзор и доказывать, что страховка была навязана – практически бессмысленно.
Ситуация может быть решена только серьезным усилением надзора, введением принципов и инструментов поведенческого надзора. В понимании Народного фронта, поведенческий надзор – это, прежде всего, надзор превентивный, когда регулятор будет иметь право и обязанность проверять «продукт на полке», не по бумагам, а в том виде, в котором он реально продается. Иначе ситуация останется прежней и никаких санкций по отношению к нарушителям применяться не будет.
Сегодня, де-юре, это запрещено, но по факту, весь рынок это делает не стесняясь.