В России стали появляться первые мобильные приложения для взаимодействия коллекторов с должниками. Эти программы разработаны для повышения осведомленности заемщиков о своих долгах и для усовершенствования процесса взыскания.
Подобные мобильные приложения запустили такие коллекторские агентства, как «Сентинел Кредит Менеджмент» (детище Альфа-Банка) и «Кредитэкспресс Финанс», сообщают «Ведомости». Функционал приложений позволяет заемщику узнать о сумме долга, истории платежей, а также обратиться к взыскателям с вопросами. Среди прочих опций – настройка пуш-уведомлений и регулярных платежей.
Участники рынка заявляют, что мобильные приложения не попадают под законодательные ограничения по взаимодействию, поскольку должник добровольно устанавливает программу – значит, добровольно идет на контакт.
А что думают по поводу мобильных предложений эксперты Сейчас.ру?
Как Вы оцениваете эффективность мобильных приложений как инструмента взаимодействия с должниками?
Увы, эффективность взыскания задолженности практически никак не связана с удобством коммуникации между взыскателем и должником. Подобная зависимость, если и существует, то только на самых ранних стадиях просрочки, когда задолженность носит, зачастую, случайный характер. Но такие долги практически никогда не попадают в работу внешних коллекторских агентств. Рассчитывать, что должники с просрочкой более года, а именно они составляют большинство в работе коллекторов, будут инициативно скачивать и использовать некие мобильные приложения для общения с кредитором, на наш взгляд, слишком оптимистично. Статистика наших коллег это только подтверждает.
Как Вы оцениваете эффективность мобильных приложений как инструмента взаимодействия с должниками?
Идея, что называется, лежала на поверхности, учитывая, что нынче в моде мобильные приложения на почти любые жизненные темы. Это не удивительно, ведь распространенность смартфонов уже имеет глобальный характер.
На данный момент оценить перспективы приложений коллекторских компаний сложно, поскольку мы вторгаемся в область психологии. Обычно владельцы смартфонов используют приложения развлекательного характера, реже – которые приносят пользу, решают какие-то задачи. И те и другие не ассоциируются у людей с чем-то отрицательным. А вот в случае наличия у субъекта просроченной задолженности по кредиту, думаю, что он скорее будет избегать возможностей столкнуться с банком-кредитором и его представителями в лице коллекторов, чтобы лишний раз не испытывать негативные эмоции. Но я не отрицаю, что еще один канал связи с должниками лишним не будет. Не стоит забывать и о тех, кто имеет физиологические ограничения, например, по слуху и/или по речи. И таким заемщикам подобные приложения могут оказаться действительно полезными.
Полагаю, что в ближайшем будущем на эффективность взыскания такие приложения существенно влиять не будут, а значит и инвестировать в их создание станут лишь немногие компании.
Как Вы оцениваете эффективность мобильных приложений как инструмента взаимодействия с должниками?
Выпуск такого приложения скорее чисто имиджевый шаг, который особо не повлияет на эффективность взыскания. Дело в том, что потенциальные пользователи таких приложений или установили аналогичную программу того же Альфа-банк, или вряд ли оценят удобство такого рода коммуникации. С другой стороны, это действительно может быть вспомогательным способом обхода ограничений на число контактов с должников по инициативе кредитора или коллектора в соответствии с ФЗ-230.
Центр развития коллекторства в настоящее время рассматривает возможность разработки приложения, которое бы помогало взыскивать долги обычным людям без плотного участия профессионалов. Это могут быть долги по заработной плате, алиментам, нарушению прав потребителей. В такой программе пользователь заполнял бы поля, описывающие проблемную ситуацию, а на выходе получал бы тексты, подготовленные по алгоритмам корпоративного коллекторства. Также в таком приложении была бы возможность краудсорсинга и краудфандинга для работы со сложными долговыми проблемами граждан.