Это предусмотрено поправками в
закон "О банках и банковской деятельности", которые содержатся во внесенном в четверг в Государственную думу законопроекте. Отныне российские банковские организации будут обязаны предоставлять исчерпывающие сведения о размере затрат клиента, относящихся к каждой конкретной используемой им банковской услуге. В настоящее время закон требует от банковских учреждений предоставлять максимально полную информацию о расходах, связанных с кредитными договорами. Поправки в этот закон предусматривают введение аналогичных норм и по отношению к банковским операциям. Это весьма актуально, в том числе, для сделок по купле-продаже иностранной валюты. Хотя операционные кассы указывают на информационных табло курс для определенной денежной суммы, клиенты нередко получают информацию об этом, уже произведя обмен валюты. Авторы законопроекта подчеркивают, что сведения о стоимости каждой предоставляемой банком услуги необходимо доводить до клиента непосредственно его сотрудником – простого объявления на бумаге или на табло недостаточно. А комиссию по операциям с банковскими картами предлагается указывать и на экране банкомата перед их проведением, и на чеке после их проведения. Предлагаемые в законопроекте меры будут способствовать увеличению прозрачности в отношениях банковских организаций с клиентами. Несколько лет назад повышенное внимание, проявленное государством к операциям по обмену валюты, принесло свои плоды. И все же не все операционные кассы, как теперь стали называть обменники, "ведут честную игру", и по-прежнему весьма привлекательный курс, отображаемый на табло, зачастую вызывает у клиентов разочарование. После обмена денег люди, к своему удивлению, обнаруживают написанное мелким шрифтом в незаметном месте примечание к курсу вроде "для сумм от 5 000 долларов". Действенность предлагаемой нормы будет зависеть от того, в какой именно форме сотрудники банков будут информировать клиентов о полной стоимости банковских услуг.
Как вы прокомментируете поправки и необходимость их принятия?
В данный момент проблема утратила былую остроту, после того как операционные кассы стали привязываться к конкретным банкам. Но, безусловно, это нужные поправки, так как их цель - обеспечить чистоту отношений между двумя сторонами сделки, ведь клиент должен получать полную и достоверную информацию о результате обмена.
Уточнение информации о стоимости услуг конвертации валюты и транзакциях с ней, конечно важно при формировании полного понимания клиентом размера затрат и стоимости услуги в целом. Поправки, которые будут понятно и четко устанавливать такое информирование, вполне актуальны. На сегодняшний день в принципе итак ничего не мешает доводить до клиентов подобную информацию, размещая в клиентских залах, на информационных носителях организации тарифы по операциям и курсы в зависимости от разных параметров конвертации
Банковское сообщество заинтересовано в прозрачных правилах взаимоотношений с клиентами на законодательном уровне. В России сотни банков, у всех примерно одинаковые услуги. У клиентов всегда должна быть возможность выбора банка для совершения операций, основанная на понятных ему условиях взаимоотношений.
Мы в свою очередь всегда призываем клиентов обдуманно подходить к любым денежным операциям, внимательно читать условия и тарифы по обслуживанию.
Это положительное решение, так как оно выдавит недобросовестную конкуренцию с рынка. Хотя, оно немного запоздало. Обычно такие вещи были очень распространены в обменных пунктах, которые уже ушли с рынка. Банки редко грешат откровенным обманом и озвучивают курс. На окнах касс в отделениях обычно вывешены приказы и такие ситуации маловероятны.