Оповещение о произведенных операциях планируется делать посредством СМС и электронных писем. Если же банку неизвестен номер клиентского мобильного телефона, то может возникнуть необходимость в блокировке карты.
Это предусмотрено вступающими в силу с первого января изменениями в девятой статье закона "О национальной платежной системе". Наряду с обязательным извещением об операциях с пластиковой картой, на банки будет возложена обязанность возвращать клиентам деньги, списанные с нее без их согласия. Конкретный способ для выполнения данного требования к банковским учреждениям в законе не указан, однако телефоны клиентов им потребуются в любой ситуации. Обладатель карточки должен иметь возможность сообщить своему кредитному учреждению о несанкционированной транзакции самое позднее на следующий день после списания денег.
Это и послужило причиной озабоченности банков обновлением баз данных, содержащих сведения об их клиентах. Некоторые частные кредитные учреждения уведомили держателей банковских карт, что если им не будут предоставлены паспортные данные и номер мобильного телефона, то эти карты могут быть заблокированы. Пока что такой порядок основан исключительно на внутренних правилах данных учреждений. Банк обладает правом заблокировать карту в тех случаях, когда это предусмотрено условиями договора, а затем дожидаться, пока владелец денег не обнаружит, что не может их снять и не свяжется с банком. Однако подобные действия чреваты ухудшением репутации банка. Так что вряд ли такие чрезвычайные меры будут носить массовый характер.
Теоретически кредитные организации имеют законное право на блокировку карты клиента, не указавшего номер собственного мобильного телефона. Однако делать это они не обязаны, и условия договоров у банков различаются. Если же клиент нарушит данные условия, его карту вполне могут заблокировать.
Так что тем, у кого появились хоть какие-то сомнения относительно наличия у банка их контактной информации, следует позвонить в него и решить данную проблему до конца 2013 года. В основном это касается старых клиентов, поскольку в новых договорах контактные данные указываются в обязательном порядке.
РОСГОССТРАХ БАНК был готов к вступлению в силу 9 ст 161 ФЗ закона еще до начала 2012 года – базы данных клиентов были обновлены еще тогда. Карты клиентов, по которым по каким-то причинам нет данных для их информирования, будут продолжать работать и получать уведомления в порядке, установленном договором с Клиентом. По нашему мнению, блокировка пластиковых карт – крайняя мера, которая вряд ли будет применена банками, так как может навредить репутации кредитной организации.
При этом нельзя забывать, что для блокировки банковской карты по инициативе банка могут быть и другие объективные причины. Например, нарушение держателем карты условий договора. Также карта блокируется при наличии подозрительных транзакций.
В каких случаях клиентам стоит опасаться жестких мер в виде блокировки карт?
Необходимо отметить, что у банка не просто должна быть информация о номере мобильного телефона. Такая информация у многих банков есть, но использовать номер они не всегда могут, так как клиент должен дать прямое указание, что информировать об операциях нужно именно по этому номеру телефона. В противном случае банк будет нести риск разглашения конфиденциальных данных, т.к. возможна ситуация, что клиент передает номер кому-то, теряет и т.п.
В преддверии праздников опасаться блокировки карт нужно, к примеру, если вы собираетесь за границу, особенно если будете пересекать границы разных стран. У многих банков настроено специальное программное обеспечение, которое отслеживает операции по карте и дает сигнал системе, если они нетипичны. В этом случае с учетом 161-ФЗ банк может принять решение о блокировке карты. Также могут быть заблокированы карты, операции по которым не защищены пин-кодом и/или введением аутентификационного кода в сети интернет по технологии 3D Secure.
Так что если у вас карта выше уровня стандартной, если она не защищена чипом и/или технологией 3D Secure - банк может не принять на себя дополнительный риск и заблокировать вашу карту.
В каких случаях клиентам стоит опасаться жестких мер в виде блокировки карт?
Клиентам Совкомбанка не стоит опасаться каких-либо жестких мер. Любая карта клиента, согласно указанному закону, является электронным средством платежа (ЭСП). Кредитная организация вправе самостоятельно выбрать способ уведомления клиента по ЭСП. Это может быть смс-оповещение, может быть любой иной способ (например, сообщения на электронную почту, естественно, при согласии на это клиента). По договору об использовании ЭСП и условиям использования пластиковых карт, основными способами информирования наших клиентов являются бесплатные услуги: сервис Интернет-банк и СМС-уведомления.
Но и это еще не все. Даже если клиент не успеет сообщить о несанкционированной транзакции на следующий день после получения уведомления, как прописано в законе, мы предложим нашим клиентам дополнительную услугу - страхование от мошенничества. Она позволит в любой ситуации быть уверенным в сохранности своих средств на карточке, в том числе и при грабеже рядом с банкоматом. Таким образом, ужесточения мер по блокировке карт наших клиентов, включая тех, которые сменили номер мобильного, не планируется. Однако клиенты должны помнить, что при обновлении любой контактной информации, ее необходимо сообщить банку.