Избирательный подход банков при выдаче кредитных карт дал положительные результаты. Мониторинг коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» показал, что за год (с 1 декабря 2015 по 1 декабря 2016) просроченная задолженность сроком выше 90 дней по кредитным картам увеличилась лишь на 5%, тогда как годом ранее процент был значительно выше – 45%.
В денежном выражении объем просрочки составил 245 млрд рублей, пишут «Известия». Аналитики констатируют, что банки стали кредитовать в большинстве случаев платежеспособных клиентов – вкладчиков и зарплатников. По их прогнозам, в 2017 году просроченная задолженность свыше 90 дней вырастет в пределах 5%-10%.
Согласно статистике, доля просрочки в общем объеме выданных кредитов по банковским картам составляет 25%. В штучном выражении количество просроченных займов достигло уровня 5.5 млн.
Чем можно объяснить снижение темпов роста просрочки по кредитным картам, кроме сдерживающей политики банков?
Очень хотелось бы сказать, что экономическая ситуация в нашей стране улучшилась настолько, что согражданам кредиты теперь просто не так необходимы как раньше. Но думаю, что в реальности ситуация является следствием именно более избирательной политики банков к выбору заемщиков. Вероятно, долго это продолжаться не может, поскольку клиентов, платежеспособность которых не вызывает сомнений, не так и много. И кроме того, как правило, такие люди имеют регулярные доходы выше среднего уровня, образование и жизненный опыт. То есть все те составляющие, которые позволяют им успешно сводить концы с концами. Соответственно, такие клиенты скорее заинтересованы в кредитах на крупные покупки вроде автомобиля или недвижимости под минимальную ставку на длительный срок, чем в кредитной карте, поскольку «карманные деньги» на текущие расходы и мелкие покупки у них и так есть. Тем не менее, я не исключаю возможности, что у некоторых наконец наступило определенное просветление и осознание необходимости жить по средствам в наше непростое время.
Со своей стороны в канун наступающего Нового Года я хочу пожелать всем россиянам относиться в 2017-м году к деньгам разумно и аккуратно. Необдуманные крупные траты нередко приводят к несчастью.
Чем можно объяснить снижение темпов роста просрочки по кредитным картам, кроме сдерживающей политики банков?
Мне кажется, что снижение темпов роста просрочки по кредитным картам, кроме ужесточения практики выдачи банками, можно объяснить:
1) Конкуренцией со стороны микрофинансовых организаций. Часть должников переместилась к ним.
2) Ростом уровня финансовой грамотности у части населения.
3) Усилением PR-воздействия со стороны ФССП РФ, а также совершенствованием электронного документооборота, когда пристав может быстро списать деньги, если есть на счетах физического лица-должника.
Кардинально улучшить ситуацию с долгами по кредитным картам могло бы создание биржи долгов на базе Банка исполнительных производств ФССП, когда кредитор мог через личный кабинет выставлять долг на продажу с указанием минимальной цены и алгоритма ее достижения (снижение цены с определенным шагом в день/неделю/месяц). А покупателем мог бы выступить любой желающий. Оплата только в электронном виде с обязательным изъятием исполнительского сбора. Такая идея уже была предложена Артуру Олеговичу Парфенчикову в ходе дискуссии в Facebook. IT-возможности уже имеются. В результате Банк данных исполнительных производств может стать основой для такой модной сейчас платформенной схемы деятельности (Uber_взыскание).
Чем можно объяснить снижение темпов роста просрочки по кредитным картам, кроме сдерживающей политики банков?
Вводимый 230 ФЗ от 03.07.2016 предусматривает ограничения взаимодействия с должником. Парадигмой закона является то, что данные нововведения предполагают снижение эффективности взыскания за счет установленных ограничений, что в корне меняет конъюнктуру рынка, методологию взаимодействия с заемщиком на всех стадиях отношений. Кредитный скоринг большинства банков уже на сегодняшний день пересмотрен в сторону ужесточения требований, что приведет непосредственно к улучшению качества заемщиков в кредитном портфеле по любому из типов кредитных продуктов, предоставляемых банком. Уровень девиантного поведения со стороны заёмщиков, в последствии ставших должниками, будет значительно ниже по выдаваемым кредитам.
Выше указанный комментарий, оставленный нашими коллегами:
--
«кредитки предлагались лишь двум категориям клиентов, в платежеспособности которых можно не сомневаться, — вкладчикам и «зарплатникам».»
--
На наш взгляд, будет актуален и для иных кредитных продуктов, предоставляемых банками.