Улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков, а также инфляция привели к росту среднего размера розничного кредита в 2016 году.
«По данным 4 тыс. кредиторов, средний размер розничного кредита в стране в 2016 году (без учета декабря) составил 164 тыс. руб., увеличившись на 7% (или на 11,4 тыс. руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (152,6 тыс. руб.)», — говорится в сообщении Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Самый высокий рост зафиксирован в сегменте автокредитования. Размер среднего автокредита составил 631,2 тыс. руб., что на 13,4% больше чем в 2015 году (556,6 тыс. руб.). Средний размер потребительского кредита составил 126,1 тыс. руб. (в 2015 году - 124,1 тыс. руб.).
Рост среднего размера кредита можно объяснить двумя факторами - улучшением ситуации с рисками в банковской отрасли и инфляцией. Если первый фактор впервые стало возможно обозначить с середины текущего года, когда банкам удалось научиться работать в условиях новых реалий в части платежеспособности населения и уровня закредитованности, то инфляционный эффект действует на протяжении как минимум последних двух лет - с момента резкого роста курсов иностранных валют в декабре 2014 года. Таким образом, нельзя однозначно сказать, является ли рост объемов продаж следствием оживления ситуации на рынке, или эта динамика, скорее, связана с тем же уровнем по количеству оформляемых кредитов, скорректированным на размер среднего кредита, который изменился в большую сторону из-за инфляции.
Банки прекратили наращивать выдачу кредитов любыми способами, накачивая плохой кредитный портфель новыми кредитами. Банки тщательнее выбирают заёмщиков и снижают ставки. Лучшие условия кредитования побуждают брать более крупные суммы. Большинство качественных заёмщиков научилось считать в первую очередь ежемесячный платёж и получает за ту же сумму ежемесячных платежей более крупный кредит.
Второй фактор роста объёмов кредитования связан с тем, что банки адаптировались к законам о страховании. Сумма страхового обеспечения включается в тело кредита и доходит до 20% от выданной на руки заёмщику.
Третий фактор связан с ростом цен. Больше всего это заметно на рынке автомобилей, где средневзвешенная цена за 10 месяцев 2016 года выросла на 16% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.