За последние одиннадцать месяцев россияне перевели на благотворительность и краудфандинг около 665 млн рублей с помощью «Яндекс.Денег». Это на 47% больше, чем за такой же период прошлого года. Таким образом за год число тех, кто жертвует деньги через сервис, увеличилось вдвое, говорится в сообщении платежной системы.
Самая большая сумма, которая была пожертвована за раз через «Яндекс.Деньги» в 2016 году, составила 250 млн рублей. В целом по стране средний перевод составляет 641 рубль. При анализе данных учитывались переводы через платежный сервис «Яндекс.Касса» и инструменты для краудфандинга — сервис yasobe.ru.
Представители российских проектов Planeta.ru и Boomstarter.ru также отмечают рост объема вложенных в краудфандинг денежных средств. Так, за 11 месяцев 2016 года сборы на Planeta.ru выросли на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Краудфандинговая площадка Boomstarter.ru в 2016 году нарастила объем взносов на 40%.
Как вы оцениваете данное направление?
Активное использование краудфандинговых платформ только дошло до нашей страны, тогда как в западных странах подобная форма финансовых сервисов не является инновационной.
Рост популярности в России может быть обусловлен тем, что всё больше платежей проводится через веб-ресурсы, а количество пользователей Интернета растёт.
Среди аналогов можно назвать платформы P2P-кредитования, которые в нашей стране ещё только набирают популярность. Например, можно выделить moneymarket.su - наиболее близкий к развитым западным аналогам вариант.
Самая сложная и важная задача для нового проекта – это привлечение средств. Безусловно, краудфандинг на сегодня является одним из наиболее современных способов привлечения средств. Условно сбор средств можно разделить на две составляющие – вложение средств в проекты на безвозмездной основе и вложение средств с расчетом на получение прибыли. К безвозмездным проектам можно отнести сбор средств на оказание благотворительной помощи или на выпуск патриотического фильма, как один из самых свежих таких примеров.
Сегодня на российском интернет пространстве работают специализированные интернет – ресурсы, которые могут похвастаться успешно реализованными проектами. Однако до мировых показателей этого рынка, исчисляющегося десятками миллиардов долларов, нам пока далеко. Особенно это касается инвестиционного краутфайдинга или, как его называют, краудинвестинга. Однако это одно из наиболее перспективных направлений по привлечению средств и, соответственно, оно в скором времени будет оказывать существенное влияние на структуру рынка стартапов.
Впервые сервис взаимного кредитования я встретил в системе Webmoney в 2008 г.
Идентификация и верификация участников площадки, кредитный рейтинг, репутация, объем операций, история возвратов, техническое обеспечение площадки, обеспечивающее сделкоспособность сторон и обязательность контрактов, защита персональных данных и конфиденциальности.
Ничего не изменилось, кроме масштабов (суммы сделки, средств в обороте, количества участников, количества работающих площадок).
Страсть к ростовщичеству одна из сильнейших. Стремление занять денег для извлечения из них прибыли тоже постоянная величина. Проекты краудфандинга, p2p кредитования будут возникать и процветать, лопаться и возникать снова. Глобальной идеи и её технического решения для возникновения конкуренции с банками и МФО нет. Основной оборот российских площадок делают финансовые пирамиды и мечтатели.