Банки, МФО, страховые компании и бюро кредитных историй вскоре могут оказаться без эффективного инструмента оценивания благосостояния платежеспособности клиентов. Социальные сети, включая Facebook и «ВКонтакте», намерены ограничить доступ финансовым организациям к личным данным пользователей.
Сегодня финансисты используют соцсети для анализа поведения потенциальных клиентов (заемщиков), их социального и финансового статуса. Представители Facebook заявили «Известиям», что банки и другие финансовые институты должны использовать аккаунты исключительно для входа в систему и верификации пользователей.
В Facebook намерены ограничить финансовые организации в возможности анализировать странички пользователей или делать это только с согласия пользователя на обработку данных. В свою очередь, участники финансового рынка считают меру необоснованной либо такой, из которой соцсети хотят заработать дополнительный доход.
Как Вы оцениваете возможное ограничение на доступ к личным страницам клиентов (потенциальных клиентов) в соцсетях?
Информация из соцсетей действительно используется некоторыми банками для оценки платежеспособности клиента при выдаче кредита, но говорить о массовом применении этих данных пока рано. По-прежнему, основным источником информации для банков является наличие и качество кредитной истории заемщика, а данные из соцсетей могут рассматриваться лишь в дополнение к уже существующим. Если ограничение на доступ к страницам клиентов и произойдёт, то серьёзного влияния на рынок это не окажет.
Как Вы оцениваете возможное ограничение на доступ к личным страницам клиентов (потенциальных клиентов) в соцсетях?
Сейчас использование данных из социальных сетей позволяет детальнее оценить уровень кредитного риска, что в конечном итоге может повлиять в позитивном ключе на ставку по кредитам и уровень потерь банков за счет осведомленности.
На мой взгляд, оптимальное решение – предоставить право заемщику самостоятельно определять уровень открытости и доступа к размещенной информации, в том числе и для финансовых организаций.