Исследование ВСС «Страховой рынок в 2016 году: что скрывается за ростом» показало, что продажа страховых продуктов через банки становится для страховых компаний более выгодным предприятием. Так, во II квартале текущего года кредитные организации нарастили свою долю в общем объеме продаж до 31.6%, тогда как в 2012 году они приносили компаниям лишь 20.4%.
Доля агентов в общем объеме продаж сократилась с 44.2% в 2012 году до 39.8% по итогам января-июня 2016 года. Аналитики отмечают сокращение продаж страховок и через брокерские организации, а также через автосалоны – 15.1% и 6.7% соответственно.
В ВСС констатируют, что за последний год драйвером роста страхового рынка стало страхование жизни. Именно инвестиционное страхование жизни и является популярным продуктом у банков. Этот вид страховки позволяет клиентам инвестировать часть денег в финансовые активы (акции, облигации).
В НРА поведали РБК, что роль кредитных организаций в продажах страховых продуктов значительно увеличилась, начиная с 2008 года. До 2014 года банки предлагали страховку жизни и здоровья при оформлении ипотечного кредита, а после 2014 они переориентировались на инвестиционное страхование жизни.
Какие перспективы сотрудничества страховых компаний с банками?
Банки – один из главных источников креатива по новым страховым продуктам, поэтому перспективы сотрудничества самые радужные. Особенно у кэптивных страховых компаний и крупнейших розничных банков. Но и для самостоятельных страховых компаний перспективы работы с банками открываются широкие.
Основными драйверами дальнейшего роста продаж через банковский канал являются ожидаемый рост объемов кредитования и повышение эффективности фронтальных подразделений банков по продажам, несвязанных с кредитами страховых продуктов. Также точкой роста стало развитие дополнительных каналов коммуникации и «доставки» предложений по страхованию через интернет (интернет-банк, мобильные приложения, банкоматы и платежные терминалы). Развитие технологий страхования в том числе способствует росту объема продаж: клиенту намного проще оформить договоры страхования через интернет, минуя бумажную форму договора и оплатить полис через мобильный телефон или электронный кошелек.
Рыночные, некэптивные страховщики, такие как ООО «Зетта Страхование», уделяют исключительное внимание развитию технологий страхования, чтобы у партнеров, банков и розничных сетей, были страховые инструменты, удовлетворяющие потребностям и возможностям каждой точки контакта с их клиентами. В этом направлении мы даже опережаем кэптивных страховщиков, которые менее поворотливы, не находятся под давлением открытой рыночной конкуренции.
Какие перспективы сотрудничества страховых компаний с банками?
«Перспективы - самые наилучшие. Как мы видим из статистики, доля каналов всегда колеблется и очень зависит от ситуации в экономике в целом и от того, как ощущают себя игроки конкретной отрасли. Например, в 2008-2009 гг. канал автосалонов также демонстрировал снижение доли в сборах, но это было лишь следствием сокращения продаж новых автомобилей в ситуации, когда большая доля сборов рынка приходилась именно на данный вид страхования.
В текущей ситуации мы наблюдаем, как банки приоритизируют для себя продажи продуктов инвестиционного страхования, замещая таким образом сокращение комиссионного дохода, что стало следствием сокращения темпов кредитования в стране.
Это отдельный успех для отрасли, ведь по сути банки через свои сети продают продукт страховщиков и могут получать свою долю дохода.
Также стоит обратить внимание - доля сборов, осуществляемая страховым рынком напрямую, без посредников, растет год от года, пусть и на доли процентов, несмотря на колебания долей разных каналов. Что показывает постепенное снижение зависимости от разных каналов продаж».
Какие перспективы сотрудничества страховых компаний с банками?
Сотрудничество между банками и страховыми компаниями продолжает развиваться достаточно активно. Единственно, изменился вектор развития. Если раньше основным было страхование залогов и кредитное страхование жизни, то сейчас преобладает добровольное страхование.
В качестве основных тенденций банкострахования можно выделить переход от кредитного страхования к некредитному, широкое использование «электронного» канала продаж и развитее инвестиционного страхования жизни.
Особые надежды мы возлагаем на развитие «электронного» канала продаж, использование которого позволяет лучше учитывать потребности клиентов, вовлекать их в процесс страхования не только как страхователей, но и как агентов и «конструкторов» страховых продуктов.
Такие возможности не только повышают привлекательность страховых услуг, но и влияют на повышение страховой культуры клиентов. Так, в нашей компании представлена широкая линейка онлайн- продуктов по автострахованию, страхованию выезжающих за рубеж, страхованию жизни и здоровья, имущества, добровольному медицинскому страхованию.
Какие перспективы сотрудничества страховых компаний с банками?
Мы наблюдаем растущее количество запросов от банков, что говорит о заинтересованности банков в продаже наших страховых программ, преимущественно инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Комиссионный доход для банков выходит на первый план, ведь обеспечивать необходимый уровень маржинальности классическими банковскими продуктами становится все сложнее. Банки стали активно предлагать ИСЖ в условиях сильно упавших ставок по депозитам. Совершенно очевидно, что люди приходят в банк для того, чтобы эффективно распорядиться имеющимися сбережениями, сохранив их покупательную способность, а также для них важно иметь гарантии возврата средств. ИСЖ является самостоятельным финансовым инструментом, который даёт возможность получить потенциальный инвестиционный доход на уровне 15-20% годовых (в рублях), что существенно выше ставок по депозитам, и при этом обеспечивает 100% гарантию вложенных средств. И это уникальная возможность участвовать в инвестировании на международных финансовых рынках без серьезных финансовых вложений и риска всё потерять. Поэтому интерес клиентов от депозитов в сторону ИСЖ вполне объясним. Но депозиты, как консервативный финансовый инструмент, также пользуется стабильным спросом, перед многими клиентами вообще не стоит выбор: депозит или ИСЖ, они выбирают и то и другое. Таким образом, банк и страховая компания выстраивают долгосрочные отношения с клиентом.
Чем выгодна для банков продажа страховых полисов?
И для клиента, и для банка есть свои плюсы. Часто для клиента приобрести страховой продукт в банке оказывается выгоднее за счет специального ценового предложения, которое банк получает от страховой компании благодаря доступу к широкой клиентской базе. Для банка продажа страховых полисов – это диверсификация источников дохода, возможность заработать комиссионное вознаграждение за продажи, при этом повысив клиентскую лояльность.