Министерство финансов разработало пакет поправок, который ужесточает требования к банкам при работе с ОПК. Так, дабы получить право на работу с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, кредитной организации необходимо иметь статус системно значимой, иметь достаточный уровень капитала и соответствовать нормативам Банка России.
В свою очередь, предприятия ОПК должны открывать счета только в банках, которые соответствуют указанным требованиям. За нарушение нормы им грозит штраф в размере до 60 млн рублей, пишут «Известия». В АРБ считают поправки необоснованными, поскольку под требования попадают только семь крупнейших банков.
АРБ направила письмо с претензиями к главе профильного комитета в ГД. В ассоциации требуют пересмотреть законопроект, так как сужение списка к семи банкам создает риски для всей банковской системы.
Законопроект будет рассмотрен в декабре. Глава профильного комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков пообещал рассмотреть предложения АРБ. В то же время он указывает на то, что поправки Минфина обоснованы. На практике периодически пропадают деньги на фоне отзывов лицензий у банков, что представляет риски для выполнения гособоронзаказа.
Как Вы оцениваете сужение списка допущенных к работе с ОПК банков? По Вашему мнению, какие банки должны получить право на работу с оборонным сектором?
- По программе гособоронзаказа идут гигантские объёмы денег и, что самое главное, это достаточно длинные деньги, так как предприятия оборонки для их использования должны выполнять целый ряд требований. Поэтому ничего удивительного, что банки активно борются за доступ к этой "кормушке". Можно понять и Минфин, который должен как-то реагировать на сложившуюся в нашей стране ситуацию, когда даже крупные банки, находящиеся на особом контроле у ЦБ, могут лишиться лицензии, и деньги будут потеряны. Тем не менее, существующая практика выбора отдельных банков для размещения в них финансирования по гособоронзаказу - это ещё один яркий пример грубейшего нарушения принципов рыночной конкуренции и создание для отдельных банков (зачастую именно государственных) преференций. Возможно, если бы был один специализированный банк, который бы обслуживал только гособоронзаказ и не работал бы в остальных секторах банковского рынка, было бы проще контролировать эти деньги, и у остальных участников рынка такая ситуация вызывала бы меньше негатива. Если же всё-таки говорить о создании равных конкурентных условий, то список допущенных к этим деньгам банков должен, на мой взгляд, определять ЦБ. Именно ЦБ является институтом, который выполняет функции надзора в банковском секторе и который обязан знать финансовое положение каждого банка и уметь просчитать риски потери лицензии у той или иной кредитной организации.