Введение государством пени за просрочку с оплатой услуг ЖКХ привело к сокращению темпов роста задолженности граждан. Всего за год долг населения по ЖКУ вырос на 10%; в стоимостном выражении долг достиг отметки 275 млрд рублей. Такие данные приводит агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» в своем исследовании.
Результаты исследования показали, что около 10% должников являются хроническими. Больше всего долгов накопилось в таких сегментах, как тепло, электроэнергия и вода.
Среди основных факторов, влияющих на рост задолженности по услугам ЖКХ, аналитики выделяют забывчивость собственников недвижимости и непринятие факта, что ЖКУ – коммерческий продукт, за который необходимо платить. Отсутствие собственника квартиры/дома – еще одна распространенная причина неоплаты населением услуг ЖКХ.
Более того, на рост задолженности на рынке коммунальных услуг оказывают влияние и экономические факторы. Так, граждане выходят на просрочку или и вовсе отказываются платить за услуги из-за роста тарифов, снижения реальных доходов домохозяйств, остановки роста реальных зарплат. После индексации тарифов летом 2016 года цены на коммунальные услуги по стране в среднем повысились на 4%. Вдобавок, многие граждане считают, что насчитываемая цена не соответствует качеству предоставляемых услуг.
Существуют ли другие эффективные меры, кроме начисления пени, для повышения осознанности граждан при оплате ЖКУ?
По моему мнению, ментальность нашего населения такова, что пени - это слабая мера в плане эффективности повышения сбора задолженности платежей по ЖКХ. Пени начисляются не явно, суммы небольшие, по сравнению с основным долгом их можно просто не заметить. Да и пугают ими еще с давних времен, уже выработался иммунитет. Все понимают, что пользование коммунальными услугами точечно не ограничить, поэтому и бояться особо нечего. Надо действовать по аналогии с штрафами за нарушение ПДД, которые показали свою эффективность в плане дисциплинированности водителей. За довольно короткий срок у нас стали соблюдать скоростной режим, парковаться по правилам и уступать дорогу пешеходам. Только введение больших и существенных штрафов за несоблюдение сроков оплаты, оказанных услуг сможет улучшить ситуацию в ЖКХ. Но и государству надо навести порядок в этой сфере и усилить контроль за деятельностью самих управляющих компаний, прозрачность деятельности которых и их добросовестность зачастую оставляют желать лучшего.
Существуют ли другие эффективные меры, кроме начисления пени, для повышения осознанности граждан при оплате ЖКУ?
Имеющаяся стагнация в российской экономике негативно влияет как погашение кредитных продуктов, так и на иные виды услуг. Некоторые лица не имеют физической возможности оплачивать коммунальные платежи, так как отношение суммы данной услуги и фактического дохода (будь то пенсия, зарплата) достаточного высоко.
Ряд лиц намеренно уклоняется от оплаты, так как не исполняются должным образом меры наказания. При работе мы фактически встречались с ситуациями, когда у должника имеется задолженность по ЖКХ свыше 100 000 рублей, но при этом коммунальные услуги он продолжает получать в должном объёме.
Пени и штрафы имеют свое место быть, но мера полного, либо частичного приостановления услуг, например, при не оплате более 3х месяцев, будет давать более мощный стимул.
Так же, имеет смысл для более быстрого урегулирования вопросов неплательщика относительно образовавшейся задолженности указать телефон, по которому можно будет получить полную информацию с постатейным разъяснением начислений. Как показывает практика, очень часта именно эта причина является одной из ключевых у должника.
Так же хотел бы добавить, что владельцы квартир должны так же видеть за что они платят. В особенности это касается такой статьи услуг, как капитальный ремонт.