Минкомсвязи могут поручить разработать законопроект, обязывающий сотовых операторов извещать банкиров о смене владельца номера телефона. Для получения подобной информации кредитным организациям будет необходимо сделать запрос. Такой механизм взаимодействия между банками и операторами связи предлагает подгруппа «Интернет+финансы» рабочей группы при администрации президента.
В Роскомнадзоре подчеркивают, что рассказывать банкам необходимо лишь о факте смены владельца телефонного номера. Раскрывая личные данные владельца, операторы нарушат тайну связи.
Член подгруппы экспертов и замдиректора Института развития интернета Екатерина Лобанова сообщила «Известиям», какую информацию можно будет запрашивать: данные о смене сим-карты, о геоположении устройства, о блокировке номера и пр.
Раскрытие данных абонентской базы операторов связи поможет в предотвращении мошенничеств и уклонения от возврата долгов, уверены эксперты. Вдобавок, это избавит новых пользователей номеров телефонов от смс-рассылок, навязывания кредитных продуктов и иного взаимодействия с банками, клиентами которых они не являются.
Как Вы оцениваете идею допуска банков к абонентской базе сотовых операторов?
Оцениваю данную идею негативно, так как она фактически противоречит нормам действующего законодательства.
Так, согласно ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных. Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
Предложение подгруппы «Интернет+финансы» рабочей группы мотивировано тем, что заемщики, просрочившие выплату по кредиту, часто меняют номер телефона, выбрасывая прежнюю SIM-карту, и в результате агентства по взысканию долгов часто предъявляют претензии уже новому владельцу номера. Однако, в настоящий момент, в случае если долг был просрочен, кредитор имеет право обратиться в суд, и по запросу суда все необходимые данные оператор связи обязан будет предоставить, либо если у кредитора уже имеется судебное решение, то данную информацию сможет получить судебный пристав.
Так, согласно ст. 57 ГПК РФ лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
Таким образом, предоставление конфиденциальной информации по запросу кредитора может способствовать недобросовестному поведению как самих банков, так и агентств по взысканию долгов, которым банки будут передавать данную информацию, а не защищать граждан.
Как Вы оцениваете идею допуска банков к абонентской базе сотовых операторов?
Сложно дать адекватную оценку этой идеи до выхода каких-либо нормативных актов и выяснения деталей того КАК и ЧТО ИМЕННО планируется сделать. На данный момент ситуация такова – Минкомсвязи от комментариев отказывается, РКН идею допуска не поддерживает. Все это говорит о том, что идея еще очень «сырая» и находится только на начальной стадии проработки. Если же абстрагироваться от этого факта и просто поразмышлять на тему необходимости получения подобного доступа, то безусловно идея хорошая. Допуск к базам данных сотовых операторов помог бы банкам решать проблемы с мошенничеством более эффективно и защитить себя от излишних трат на звонки и смс клиентам, которые уже сменили свои номера. Клиенты же, в свою очередь, смогут избежать необоснованного внимания коллекторов и снизить риски потери денежных средств со своих счетов. Но все это будет возможно лишь при хорошо налаженном онлайн взаимодействии банков и операторов связи. В принципе это возможно делать уже и сейчас, в рамках действующего законодательства при наличии согласия абонента. Но чтобы механизм заработал на полную мощность, конечно необходимо разрабатывать соответствующий закон.
Как Вы оцениваете идею допуска банков к абонентской базе сотовых операторов?
Елена Верёвочкина, Управляющий Санкт-Петербургским филиалом РОСГОССТРАХ БАНКА
Безусловно, информация о принадлежности номеров телефонов какому-либо абоненту и их смене существенно бы снизило риски и облегчило работу банков по розыску клиентов, находящихся на просрочке. Но надо понимать, что в текущих условиях данная инициатива не может быть реализована. Это нарушение действующего законодательства. Более того, реализация этих инициатив потребует применения принципиально новых подходов в вопросе охраны тайны связи. И здесь, безусловно, при всех преимуществах для банков обладание подобного рода информацией и/или получения доступа к ней должно быть реализовано таким образом, чтобы не нарушать права граждан.