По данным исследования компании «Секвойя кредит консолидейшн», на 1 сентября 2016 года в РФ было просрочено 200 тысяч автокредитов из выданных 1.4 млн. В стоимостном выражении объем просрочки составил 82.5 млрд рублей, что на 20% больше, нежели на 1 января 2016 года.
Аналитики констатируют, что каждый десятый кредит является проблемным (с просрочкой выше 90 дней). Для сравнения: на начало сентября 2015 года каждый седьмой автокредит считался проблемным.
В компании рассказали «Известиям», что в 2014 году заемщики по автокредитам выходили на первую просрочку после 18 месяцев, а в 2016 году – через 12 месяцев. Увеличение неоплаченных платежей по кредитам эксперты связывают с падением реальных доходов населения и с высоким уровнем закредитованности граждан. Вдобавок, должники ощущают тяжесть от высоких ставок по автокредитам по сравнению со ставками за рубежом.
По Вашему мнению, с чем связан рост просрочки по автокредитам, кроме падения реальных доходов населения?
Рост просрочки по автокредитам вполне коррелирует с общим ростом просрочки по всем видам кредитов и связан, прежде всего, я падением реальных доходов населения. Есть и небольшая специфика. Во-первых, есть довольно значительная доля заемщиков, имеющих одновременно ипотечный и автокредиты. Понятно, что в условиях снижения доходов и финансовой нестабильности они предпочитают платить за ипотеку, оставляя проблему обслуживания автокредита "на потом". Кроме того, именно в сегменте автокредитования довольно значительная доля тех, кто не умеет четко рассчитывать свои финансовые планы. Автомобиль в России, к сожалению, не столько транспорт, сколько "символ статуса": понятно поэтому, что зачастую в сферу автокредитования влекло людей, которые при помощи кредита хотели обрести автомобиль более высокого класса, чем им позволяют их финансовое положение, заработки. Естественно, что малейшее изменение финансового ландшафта в худшую сторону ударило в первую очередь именно по такому типу заемщиков, у которых и так все было "впритык". Так что можно ожидать серию дефолтов по автокредитам и значительное увеличение объемов реализации залоговых автомобилей. Что, кстати, открывает возможности для людей расчетливых: кредиторы будут сбывать залоговые автомобили в условиях конкуренции, то есть - со значительным дисконтом.
По Вашему мнению, с чем связан рост просрочки по автокредитам, кроме падения реальных доходов населения?
В 2016 году просрочка по кредитам продолжает увеличиваться, несмотря на замедление темпов роста. Больше всего растет задолженность по автокредитам. В последние год-два банки ужесточили требования к заемщикам и новые кредиты менее проблемные, чем выданные в 2012-2013 годах. Банкам не выгодно изымать предмет залога – автомобиль – у заемщика и самостоятельно реализовывать его на рынке, поскольку это требует дополнительных временных и финансовых затрат, поэтому большинство кредиторов пытается договориться с клиентом. Пытаясь удержать заемщика, несмотря на его временные финансовые трудности, банки часто делают поблажки неплательщикам, тем самым побуждая их и в следующий раз нарушать платежную дисциплину. Остальные факторы, влияющие на рост общей задолженности по автокредитам, известны всем: падение реальных доходов россиян, высокий уровень закредитованности населения и увеличение суммы кредита, связанное с повышением цен на автомобили.