Минфин и ЦБ разработали новые меры по защите клиентов банков от несанкционированных операций. Они содержатся в поправках к закону «О национальной платежной системе».
В частности, предлагается наделить банки правом приостанавливать на два дня трансакции или блокировать карту, если есть подозрение, что операция совершается без согласия клиента, причем даже при условии, что был введен верный ПИН-код или использована реальная электронная подпись.
Если операция будет приостановлена банком, то клиенту придет запрос, согласен ли он с операцией. На основании ответа клиента банк будет принимать решение, проводить операцию или нет. Степень неудобства для клиентов будет зависеть от того, какие именно трансакции банки будут считать сомнительными, а какие нет.
На мой взгляд, данное нововведение призвано защитить клиентов от мошенников. Да, это, возможно, усложнит клиентам жизнь, однако позволит им получить определенный уровень защиты, который не позволит мошенникам вывести деньги со счета. Учитывая, что последнее время формы обмана становятся все более изощренными и иногда владельцам карт становиться очень сложно отличить мошенника от сотрудника банка, данная защита может оказаться необходимой. Так, если банк увидит, что поведение клиента не соответствует его обычному поведению, это может стать подом для подобной блокировки. При этом, для отмены данной блокировки, скорее всего, будет достаточно обычного звонка в банк.
Новые поправки к закону «О национальной платежной системе», позволяющие банкам блокировать карты пользователей и приостанавливать трансакции, с одной стороны снизят количество мошеннических операций, а с другой увеличат средний показатель обработки операций и приведут к снижению лояльности клиентов банков, осуществляющих действия по блокировке счетов. Поскольку значительная часть операций, которые будут подпадать под понятие сомнительных, будут определяться таковыми ошибочно. Банкам понадобится время для набора статистки, на основе которой они смогут снизить количество ошибочных блокировок.
Стоит разделять, о каких конкретно мерах будет идти речь: в случае, если подобные инициативы будут приводить к блокировкам карт, то это, безусловно, вызовет негативную реакцию у клиентов, особенно в случае заграничных поездок и периодов праздников. Если же речь идет о верификации решения клиента по снятию наличных в банкомате или переводам с карточного счета, то, помимо дополнительной фазы контроля, это поможет снизить риски мошенничества по таким банковским продуктам.
Стандартная идея переложить хлопоты на клиента и обойти вопрос об обязательном извещении клиента обо всех операциях на бесплатной основе.
Платежные системы и процессинговые центры уже давно имеют настройки для борьбы с мошенничеством. Такие правила редко являются известными клиентам.
Данное предложение трудно назвать клиентоориентированным, так как банки будут прикрываться рисками и скрывать правила. То есть, клиент окажется в неловкой и непредсказуемой ситуации и необходимости оперативно решать свой вопрос. Оперативно решить его затруднительно. Например, в течении короткого времени (один день) клиент сменит три страны, что нормально для Европы. В результате получит блокировку транзакции. Так как на прозрачность банковских правил рассчитывать не приходится, то выход исключительно в оперативной реакции банков. То есть, клиент звонит со своего стандартного мобильного телефона и в течении минуты получает подтверждение своей операции.