Согласно результатам анализа портфелей дефолтных займов микрофинансовых организаций (МФО) за 2015 год и первую половину 2016 году, более половины должников в состоянии обслуживать платежи, но не делают этого по собственному решению. По данным компании «Домашние деньги», портрет злостного неплательщика – это человек в возрасте от 25 до 35 лет с работой и стабильным доходом, с семьей и детьми.
По результатам опроса участников рынка выяснилось, что многие дефолтные заемщики решают не возвращать кредит еще на стадии его получения, пишут «Известия». Впрочем, в организации защиты прав потребителей утверждают, что многие заемщики не платят по кредитам из-за высоких процентных ставок МФО, которые вынуждают их обращаться в другие МФО или к родственникам для возвращения денег.
В компании «Домашние деньги» подсчитали, что 48% платежеспособных заемщиков решают не платить по кредиту осознанно. 28% заемщиков действительно испытывают трудности с оплатой, а 15% являются безработными. Более того, подавляющее большинство недобросовестных должников имеют недвижимое и движимое имущество.
Статистика демонстрирует, что больше всего неплательщиков находится в ЦФО (здесь таких 32%), УФО (20%) и ЮФО (12%). Тем временем, участники рынка заметили тенденцию: чем хуже платит заемщик, тем больше он жалуется на МФО.
По Вашим данным, какова доля недобросовестных неплательщиков, способных обслуживать займы (и какой их портрет)? Как можно повысить ответственность заемщиков?
Неплательщики, которые имеют возможность отвечать по своим финансовым обязательствам, но не делают этого можно подозревать в мошенничестве. Доля займов MoneyMan, просроченных более чем на 90 дней, составила по итогам 1 квартала 2016 года всего 8,6%. Это в 3 раза ниже среднерыночного уровня просроченной задолженности. Но далеко не все из них имею возможность погасить долг, но не хотят. Для большей части должников MoneyMan разрабатывает программы реструктуризации долга, находя взаимовыгодные решения. Ведь для нас важно не просто выдать человеку заем, но и вернуть его, а также построить доверительные отношения с клиентом, чтобы он при необходимости вновь воспользовался услугами MoneyMan. Безусловно, не все должники идут на контакт и выражают желание погашать задолженность по новому графику. Но для таких случаев предусмотрено обращение в суд. Хотя мы стараемся крайне редко принуждать заемщика к возвращению долга через суд, ведь в дальнейшем это закроет для него двери во все без исключения организации банковского и альтернативного кредитования. Ответственность заемщика вопрос времени и технологий. К сожалению, в нашей стране пока не слишком велико количество людей, которые дорожат своей кредитной историей. Россия проходит путь, которые страны с развитыми кредитно-денежными отношениями уже прошли около десяти лет назад. Уже сегодня кредиторы перестают выдавать ссуды людям с плохой кредитной историей, а также заемщикам с испорченной КИ предлагают не такие выгодные условия кредитования, как заемщикам, которые следят за своей кредитной историей и дорожат ею. Это неумолимо приводит к тому, что больше благ достается тем, кто дорожит свой кредитной репутацией, а кто ей не дорожит и не предпринимает усилий для исправления своей кредитной истории просто спускается по социальной лестнице все ниже.
По Вашим данным, какова доля недобросовестных неплательщиков, способных обслуживать займы (и какой их портрет)? Как можно повысить ответственность заемщиков?
Каков процент лиц, намеренно уклоняющихся от выплаты займа, наверняка сказать сложно — будучи онлайн-сервисом, [ смсфинанс } получает значительную часть информации о возможностях клиентов и их текущей финансовой ситуации от них самих. Должники не всегда предоставляют правдивую информацию о причинах невозврата и сроках планируемого погашения задолженности. Проводя мониторинг социальных сетей, мы видим, что есть целые сообщества, участники которых активно обсуждают как «спастись» от коллекторов тех или иных организаций, каковы фактические последствия просрочки, какова стратегия взыскания у [ смсфинанс } и других МФО. При этом профили части таких лиц действительно свидетельствуют об удовлетворительном материальном положении, как минимум, демонстрируемом на публику.
В работе с такими заёмщиками мы, прежде всего, напоминаем им о том, что в данном случае страдает не только наша компания, но и финансовая репутация самого клиента. На тех же форумах должников множество жалоб на загубленную в результате длительной просрочки кредитную историю. Это ожидаемый результат, финансовая организация обязана сообщать о статусе задолженности клиентов в БКИ, и, принимая решение игнорировать свои обязательства, заёмщик должен это понимать. Не менее реальная угроза для недобросовестного заёмщика – взыскание задолженности в судебном порядке: компания [ смсфинанс } уже имеет успешную практику работы с задолженностью через суды в нескольких регионах России.
Мы стремимся популяризировать ответственное кредитование статьями в социальных сетях и на площадках, доступных клиентам. Постоянно ведется работа над усовершенствованием программы рефинансирования, чтобы предоставить возможность тем, кто все-таки намерен найти выход из сложившейся ситуации, сделать это максимально просто.
Кроме того, мы изначально отказываемся работать с так называемыми профессиональными заёмщиками: скоринговая модель [ смсфинанс } не подразумевает оказание услуг чересчур закредитованным лицам.