Минэкономики намерено отформатировать программу господдержки малого и среднего предпринимательства. Начиная с 2017 года, решение о субсидировании процентной ставки будут принимать не региональные комиссии, как сейчас, а банки, уполномоченные выдавать льготные кредиты.
По словам вице-президента Сбербанка Андрея Шарова, курировавшего программу в должности главы департамента госрегулирования Минэкономики, ее форматы, придуманные 12 лет назад, устарели. Новый механизм позволит предпринимателю получить кредит в один клик. Клиент приходит в отобранный банк, который по своим технологиям выдает ему кредит, и тот автоматически получает субсидию.
За время существования программы поддержки МСП объем ее финансирования вырос в 12 раз — с 1,5 млрд руб. в 2005 году до 18,5 млрд руб. в 2015-м. Около трети этих средств идет на прямое субсидирование МСП.
Программу господдержки предпринимательства в России следовало пересмотреть уже давно. Это связано с динамикой развития субъектов МСП в последние годы, которая все чаще вызывает опасения. Кроме того, кризисные явления в экономике не добавляют уверенности и предъявляют все новые и новые вызовы. Вместе с тем, нужно тщательно смотреть какие формы поддержки оставить, какие изменить, а от каких, может быть, вообще отказаться. В настоящее время одной из проблем является проблема коммуникации. Информации о поддержке вроде бы много, но она не всегда "находит" своего целевого обладателя. Есть мнение, что целесообразно усилить информационную и просвестительскую составляющую поддержки.
Мы приветствуем обновление программы государственной поддержки МСП, как и любые нововведения, направленные на эффективное развитие предпринимательства. Наша компания, например, сформировала в этом году специальное предложение для представителей данной категории бизнеса. МСП тяжело найти способы взаимодействия с крупными игроками рынка, но такое сотрудничество позволяет организовать более стабильную работу и получить своеобразную опору в бизнес-среде. В совокупности с государственными инструментами поддержки это должно укрепить позиции малого и среднего предпринимательства, как категории бизнеса.
Изменение формата поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должно позитивно сказаться на бизнесе, так как упростит процедуру получения субсидии для клиента (принцип одного окна). Однако, на мой взгляд, это не приведет к существенному изменению структуры кредитования и увеличению доли кредитов на инвестиционные цели. Получение субсидии может повлиять на принятие банком решения о предоставлении кредита только в случае, если без нее проект не окупается, так как банки в принципе весьма осторожно подходят к выдаче инвестиционных кредитов. Распространение данной схемы поддержки на лизинг, могло бы более существенно увеличить долю финансирования малого и среднего предпринимательства.
Много в данной схеме еще не определено, в том числе и то, каким образом клиент будет получать субсидию: через банк или напрямую от государства. Если напрямую от государства, то исключение из цепочки одного из принимающих решение органов безусловно будет положительно воспринято бизнесом, так как это приведет к сокращению срока получения субсидии. В случае получения субсидии через уполномоченный банк существует риск, что он может захотеть оставить часть субсидии себе, путем повышения первоначальной ставки по кредиту или, например, затянуть срок передачи документов в гос органы для оформления субсидии, поскольку эти средства банк получает не для себя, а, значит, кровно не заинтересован в сроках. Для эффективной работы программы очень важно четко продумать схему и способ получения субсидии.