Лишь 17% россиян считают кредиты прекрасной возможностью приобрести желаемое, тогда как в 2007 году такого мнения придерживалась почти половина респондентов (47%). В то же время 62% уверены, что оформление кредитов ведет к разорению. Таковы результаты опроса исследовательского центра портала Superjob, в котором приняли участие 2500 представителей экономически активного населения страны из 371 населенного пункта.
Больше всего позитивных оценок кредитам дали россияне с зарплатой более 45 000 руб. в месяц (21%) и женщины (19%). Еще более лояльно относятся к кредитам те, кто брал их в течение последнего полугода: для 33% из них кредит — это прекрасная возможность получить желаемое. Из тех, кто кредитов за последние шесть месяцев не брал, позитивные оценки оставили только 5%, говорится в исследовании.
По результатам опроса, прямой дорогой в долговую яму кредиты чаще называли респонденты с зарплатой от 25 000 до 35 000 руб. (66%) и мужчины (65%). Самыми большими противниками кредитов оказались те, кому не доводилось брать их в течение последнего полугода: негативные отзывы оставили 73% из них против 49% среди россиян, которые брали кредит в последние шесть месяцев.
Как вы прокомментируете результаты исследования?
Такая ситуация складывается в первую очередь из-за низкой финансовой грамотности населения. Наши сограждане относительно неплохо осведомлены о финансовых продуктах современного рынка, но имеют место быть многие предрассудки и домыслы, а планированием личного бюджета, расходов и доходов на несколько месяцев вперед, занимаются менее половины россиян. Но между тем умение грамотно спланировать бюджет позволяет распоряжаться кредитами и займами во благо себе. Деньги взяты в долг у кредитной или микрофинансовой компании могут стать отличным финансовым инструментом в руках человека, подходящего к выбору кредитов взвешенно, осознанно, оценив нагрузку на личный бюджет и объем и целесообразность ежемесячных трат.
Поэтому, надо заметить, что Банк России делает очень правильные шаги, внедряя сервисы, направленные на повышение финграмотности граждан, и предлагая начинать обучение грамотному распоряжению бюджетом детей со школьной скамьи.
И мы, как и другие микрофинансовые и кредитные организации, работающие в рамках закона, заинтересованы в повышении финансовой грамотности россиян вопреки расхожему мнению, что неграмотность на руку МФО и банкам. Когда кредит или займ берет человек, не умеющий грамотно распоряжаться бюджетом, риск просрочки или даже невозврата становится высоким. Если таких клиентов большинство, то финансовый институт рискует стать не прибыльным. Сегодня как банкам, так и МФО нужен благонадежный заемщик, точно знающий в какой срок и какими суммами будут возвращены денежные средства.
К слову, МФО “Займер” также старается оказывать содействие в повышении финансовой грамотности страны: мы создали на базе ресурса www.zaymer.ru Центр финансовой грамотности. Его деятельность направлена на повышение знаний в сфере финансов и микрофинансов наших клиентов и всех пользователей сайта. В игровой форме все желающие могут освоить теорию и практику распоряжения бюджетом.
Снижение доли тех, кто хорошо относится к кредитам, довольно серьезное. Очевидно, 9 лет назад россияне только начинали активно пользоваться розничными кредитами и подходили к этому менее ответственно. При этом сейчас Россия переживает второй по счету кризис с 2007 года, и конечно, это привело к тому, что граждане стали осторожнее относиться к кредитам. Кроме того, информационный фон на эту тему тогда был гораздо позитивнее, чем сейчас. Судя по приведенным данным, хуже всего к кредитам относятся граждане с доходам 25-35 тыс рублей, при этом именно они составляют большинство клиентов МФО. Данные по рынку подтверждают, что такие клиенты способны обслуживать займы, и в большинстве случаев заемные средства помогают им решить жизненные трудности и улучшить качество жизни.
Данные исследования очень показательны. Период роста благосостояния населения, роста доходов, зарплат кредит воспринимался как возможность получить желаемое, но в данный момент времени, недоступное. Уровень доходов и стабильная ситуация в экономике, снижение безработицы позволяло россиянам не особенно задумываться о процентах, «долговых ямах» и т.д. Кредит был возможностью безболезненно получить желаемое здесь и сейчас.
Сегодня ситуация совершенно иная – уровень реальных доходов населения падает, повышается опасность потерять работу. В итоге отношения к кредитам резко изменилось – теперь это не возможность, а способ получить необходимое. Причем граждане уже понимают, что способ этот не бесплатный. Изменение отношения к кредиту – это логичная реакция на изменение внешних условий.
Опрос свидетельствует о четырех фактах:
- недостаточности финансовой грамотности,
- необходимости проводить продуктовое исследование, то есть по каждому кредиту отдельно,
- изменении отношения к связи потребления за счет кредитования
- однобокого освещения банковской деятельности, когда много внимания уделяется высоким ставкам, пострадавшим заемщикам, а не говорится о положительном эффекте ипотечного кредитования для 3 млн заемщиков, а с членами семьи для 7 млн минимум.
Например, обсуждение ставки ипотечного кредитования и почти мистическая надежда на то, что маленькая ставка является палочкой-выручалочкой. А акцент должен делаться на комфортности платежа по кредиту для семейного бюджета.