Законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», разработанный МЭР, может быть скоро предложен на рассмотрение парламентариев председателями СФ и ГД Валентиной Матвиенко и Сергеем Нарышкиным, сообщают «Известия». Документ призван защитить должников от давления со стороны коллекторских агентств.
В новом законопроекте МЭР перечисляет уже действующие методы работы коллекторов (звонки, сообщения, почтовые уведомления, личные встречи), но указывают на право граждан предварительно оговорить с агентством способы напоминаний о долге. Документ запрещает коллекторам присылать оповещения третьим лицам (например, родственникам должника), если сам должник находится в больнице или командировке.
Если гражданин отдаст предпочтение разбирательству в суде, соглашение с коллектором о способе упоминаний должно быть расторгнуто. Также, законопроект запрещает агентствам применять физическую силу против должника, угрожать ему, портить имущество, оказывать психологическое давление, в общении использовать выражения, унижающие честь и достоинство должника, вводить его в заблуждение и пр.
Отдельный пункт законопроекта – запрет взыскателям раскрывать сведения о гражданине неограниченному кругу лиц путем размещения соответствующей информации в интернете, надписей в жилом помещении, обращения к работодателю должника.
В то же время законопроект предусматривает условия работы коллекторских агентств. Так, осуществлять деятельность по взысканию смогут только компании, внесенные в государственный реестр на определенных условиях (уплата пошлины, чистые активы).
За нарушение правил организации коллекторской деятельности взыскателей будут штрафовать. Размер штрафа может варьироваться от 50 тысяч рублей до 2 млн рублей в зависимости от нарушения.
Насколько эффективно коллекторы смогут выполнять свою работу в условиях ограничений, установленных в законопроекте о защите прав граждан при взыскании долгов?
Предлагаемые дополнения во многом фиксируют те инициативы, которые звучали последние годы. Безусловно, важно регулировать рынок взыскания, как и любую другую отрасль. Цивилизованный рынок взыскания нужен всем: должникам, кредиторам, коллекторам и государству.
При этом важно понимать, что проблема криминальной составляющей никуда не денется. Компании, которые работают по закону, просто получат дополнительные ограничения, но продолжат действовать в рамках правового поля. Остальные, просто будут игнорировать закон. Здесь будет важно, насколько тесно новый регулирующий орган будет взаимодействовать с правоохранительными органами, для борьбы с так называемыми "черными коллекторами". И насколько оперативно будет реагировать полиция на заявления граждан по вопросам произвола со стороны коллекторов.
Что касается должников, то они должны осознать, что новый закон упорядочит работу коллекторов, но не отменит обязательств по выплате долга и пеней. При этом, стоит признать, сам процесс взаимодействия должника и коллектора станет более прозрачным и понятным.
Насколько эффективно коллекторы смогут выполнять свою работу в условиях ограничений, установленных в законопроекте о защите прав граждан при взыскании долгов?
Законопроект, в целом, здравый. Может быть, учитывая рост объема просроченной задолженности, не совсем своевременный, но все же. При этом, мы полагаем, что существенное количество небольших компаний, в случае принятия подобного закона, просто уйдут в "серое" поле. Дело в том, что грань между юристами / адвокатами / консалтинговыми агентствами, которые, помимо прочего, предлагают услуги по урегулированию просроченной задолженности, и коллекторскими агентствами - очень тонкая. Любой юрист перед обращением в суд может отправить должнику требование об оплате, связаться с ним по телефону и провести встречу в попытке разрешить долговой вопрос без обращения в суд. И в чем тогда его отличие от сотрудника коллекторского агентства? Полагаю, именно этой лазейкой и воспользуется большинство участников рынка для того, чтобы не нести расходы, связанные с внесением в государственной реестр.
Насколько эффективно коллекторы смогут выполнять свою работу в условиях ограничений, установленных в законопроекте о защите прав граждан при взыскании долгов?
Маловероятно, что закон будет принят в таком жёстком виде, который отличается от того, что тщательно готовили Минэкономразвития и НАПКА. Однако, если предвыборный популизм победит здравый смысл, то коллекторам придётся переквалифицироваться, иногда номинально, в юристов, медиаторов или финансовых консультантов.
С преступлениями при взыскании долгов надо бороться с помощью эффективного применения уже существующих норм Уголовного кодекса.
Насколько эффективно коллекторы смогут выполнять свою работу в условиях ограничений, установленных в законопроекте о защите прав граждан при взыскании долгов?
Конечно же, гораздо конструктивнее регулирование данной сферы, чем полный ее запрет. Цивилизованное Коллекторское сообщество с 2006 года выступало за принятие законопроекта. Если говорить о новой инициативе, то возникает много спорных вопросов.
Например:
О количестве звонков. Один звонок в сутки может и не достичь цели, как минимум из-за технического сбоя сети, а уже будет считаться, что он совершен и второй звонок будет расцениваться как нарушение закона. Для коллекторской компании это будет стоить как минимум штрафных санкций. О какой Эффективности работы можно говорить в таких условиях??
Упоминание о физическом насилии, угрозах жизни и причинения вреда вообще не уместно в данном законопроекте, так как в уголовном кодексе Российской Федерации и так подробно прописано наказание за подобные деяния.
В данном проекте забыли упомянуть ответственность кредитора за передачу портфеля задолженности компаниям, не состоящим в госреестре. Если этого положения не будет, то кредиторам ничто не помешает сотрудничать с "черными" компаниями, которым не страшны последствия нарушения данного закона.
Вообще, все, что указано в положении данного законопроекта, приведёт к излишней зарегулированности рынка, что приведёт к сильному снижению эффективности коллекторских услуг и перехода части клиентов к услугам теневой сферы. Также подобный набор требований дает возможность недобросовестным заемщикам и мошенникам, путем подачи ложных жалоб, наносить серьезный урон деятельности компаний взыскателей.