Ассоциация региональных банков России обратилась в Центробанк с просьбой продлить срок использования льготного валютного курса при расчете обязательных нормативов. В противном случае уже по итогам января у четверти банков нормативы достаточности капитала или Н6 (концентрация кредитного риска) приблизятся к критическим значениям или будут нарушены.
Регулятор с 1 января 2016 года перевел банки на стандартное регулирование, в том числе, сделал рыночным курс для расчета обязательных нормативов. Льготный курс для расчета нормативов вместе с пакетом других послаблений ЦБ ввел в конце 2014 года на фоне нестабильности на финансовых рынках и резкого ослабления рубля, чтобы банки смогли адаптироваться к изменившимся условиям.
Также банкиры просят предпринять дополнительные экстренные меры, чтобы снизить влияние резкой девальвации нацвалюты на стабильность российской банковской системы.
Как вы прокомментируете требование банкиров?
Мне видится, что данная просьба банкиров связана не с тем, чтобы облегчить жизнь банкам. В данном обращении нет просьб о какой бы то ни было финансовой поддержке. Основные риски система уже переварила. Речь идет о некоторых довольно срочных мерах, направленных на снижение влияния резкой девальвации рубля на стабильность банковской системы страны. Просьба заключается в том, чтобы продлить срок использования зафиксированного курса для расчетов нормативов по активам, размещённым до 2015 года, до окончания срока их действия, а также сохранить возможность реструктуризации ссуд без снижения оценки качества активов. Льготный курс для расчета нормативов нужен прежде всего для того, чтобы не выпасть из нормативных показателей, которые устанавливает Банк России, и которые обязательны к исполнению всеми банками. Сегодня некоторые банки могут «не вместиться» в показатель H6 по причине очередного витка девальвации: нормативы рассчитываются в рублевом выражении и при прочих равных есть риск «не вписаться» в норматив, что, разумеется, чревато для банков претензиями со стороны регулятора. Если курс не зафиксировать, банки будут ужиматься и дальше – сокращать кол-во активов и сокращать кредитование экономики, чтобы не нарушать требование Банка России в части исполнения нормативов. Данная просьба банкиров, на мой взгляд, является адекватной и немонетарной мерой, которая может быть реализована Банком России для поддержки кредитования экономики, тем более, что она уже применялась ЦБ и действовала с конца 2014 года до конца 2015 года.
В начале приведем два абзаца из письма Ассоциации "Россия".
Ассоциация информировала Банк России, что в соответствии с расчетами влияния отмены послаблений на банковские нормативы кредитных организаций, представленными в Ассоциацию, их отмена ведет к нарушению обязательных нормативов достаточности капитала или норматива Н6 либо достижению критических значений у более чем у 25 % опрошенных банков. Больше половины опрошенных банков заинтересована в продлении возможности применения льготных валютных курсов до окончания срока валютных кредитов (или форвардных контрактов), выданных до 2015 года, в связи с тем, что банки не в состоянии решить проблему снижения рисков (в частности, риска на одного заемщика), возникшую вследствие волатильности валютного курса.
В этой связи обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой продлить срок использования зафиксированного курса для расчета нормативов по активам, размещенным до 2015 года, до окончания срока действия данных активов, сохранить возможность реструктуризации ссуд без снижения оценки качества ссуды, а также в оперативном порядке рассмотреть возможность принятия дополнительных, экстренных мер, направленных на снижение воздействия резкого снижения курса рубля на стабильность банковской системы. В противном случае значительное число кредитных организаций уже по итогам января 2016 года столкнется с невозможностью выполнить нормативы, ограничивающие концентрацию кредитного риска, а некоторые с нарушением нормативов достаточности капитала, что сдерживающим фактором роста кредитования экономики.
Опасения банков очевидны. Можно предположить, что с точки зрения ЦБ, это не существенно и не повлияет на банковскую систему в целом, а другая часть банков будет спокойно работать и этого достаточно для функционирования системы. Аналогичная картина с внедрением нормативов Базель III, которое существенно осложняет деятельность по выпуску ипотечных ценных бумаг.
Отмена послаблений и ужесточение по другим вопросам планомерно ведет к упрощению структуры банковской системы и ее регулирования, в том числе за счет уменьшения количества участников. Это специфическая особенность российского регулирования. В некоторых странах количество банков очень большое и выживают даже маленькие местные и отраслевые банки. Считается, что это способствует конкуренции и оказанию услуг, наиболее соответствующих потребностям клиентов. Скоро в США будет в 10 раз банков больше, чем в РФ. Одна из причин существования мелких банков - доступ к финансированию.
Отметим тенденцию сокращения банковских отделений по причине увеличения дистанционного обслуживания. В пределе можно сказать, что интернет и несколько крупных банков смогут выполнить все функции банковской системы, а что будет с конкуренцией и удобством всех категорий клиентов уже неважно.
Поэтому, письмо Ассоциации можно рассматривать, как опасение за положение некоторых банков, а действие ЦБ, как определенную стратегию или даже философию развития банковской системы. Все зависит от критериев оценки. Можно взять только один критерий - надежность и оставить два банка. Система все равно будет работать. Это очень утрированно, но демонстрирует, что в банковской системе после финансовой стороны надо смотреть на удовлетворение потребностей клиентов, для которых многообразие банков является плюсом.
В текущей достаточно сложной ситуации российские банки ищут возможности для облегчения ситуации. Одним из таких факторов был льготный курс валют. Отмена льготного курса может привести к нарушению банками определенных банковских нормативов, что негативно скажется на их работе и может привести к снижению темпов кредитования экономики со стороны банковской системы. Однако, по расчетам регулятора, банковская система сможет существовать и без таких послаблений.
Предложение банковского сообщества о возврате к льготному курсу рубля для расчета нормативов в условиях резкой девальвации национальной валюты вполне естественно и могло бы оказать им дополнительную поддержку. Если уточнить, то наибольшему риску подвержен норматив основного капитала Н1.2 (минимальное значение – 6%), по двум другим нормативам: общему капиталу (Н1.0) и базовому (Н1.1) нормативы с 1 января снижены с 10 до 8% и с 5 до 4,5% соответственно. Таким образом, в «зоне риска» находятся банки с низкими показателями Н1.2, которые пользовались послаблением.