С 27 декабря 2015 года обменять валюту на сумму, превышающую 15 тыс. рублей, можно будет только при предоставлении документа, удостоверяющего личность. Кроме паспортных данных, банк может потребовать указать дополнительную информацию: например, номер телефона, место работы, ИНН.
«Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами», — говорится в сообщении на сайте ЦБ РФ.
Данное положение регулятор издал в связи с требованиями закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В законе появились изменения, согласно которым операции по обмену валюты больше не могут проводиться по упрощенной идентификации.
Ранее СМИ сообщили, что в соответствии с новыми требованиями при обмене валюты на сумму свыше 15 тыс. рублей клиенту придется проходить полную идентификацию и заполнять анкету.
Происходящее называется просто – информационная суета.
Никакие новые правила обмена валюты специально не принимались.
ЦБ РФ упорядочил вопросы идентификации клиентов, в том числе в части упрощенной идентификации и издал Положение от 15 октября 2015 г. N 499-П «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Документ ничего принципиально нового не вводит.
Обсуждаемая анкета крайне проста. Кроме сведений, указанных в паспорте, могут быть указаны ИНН, контактные данные. Оговорка «ИНН, при наличии» сильно облегчает ситуацию, а отставить банку телефон не составляет труда. Говорить о потере времени не приходится.
Немного о банковской практике в части обслуживания физических лиц.
Аналитические операции с клиентскими данными, предусмотренные Положением, осуществляется без клиента, кроме минимальных on-line проверочных действий, которые и так проводятся.
В самые консервативные времена при каждой обменной операции банки делали копию паспорта клиента. Никакой трагедии не было, кроме легкого раздражения от бессмысленности. Потом от такой избыточной практики отошли. Автоматизация банковской деятельности многие процедуры позволила пересмотреть.
Вспомним, что одной из распространенных причин отзыва банковских лицензий является нарушение законодательства по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Иногда у банков от опасения репрессий со стороны регулятора бывают обострения в части чрезмерного выполнения некоторых норм. В данном конкретном случае может понадобиться иметь копию свидетельства об ИНН, что, безусловно, будет раздражать, но не более, чем другие вопросы банковской бюрократии. И если это где-то произойдет, то не стоит удивляться и тратить время на возмущение.
Клиент, который считается условно постоянным, не требует повторной идентификации в смысле указанного Положения. На практике это означает обычное предъявление паспорта.
Нет ничего плохого в комфорте обслуживания для постоянных клиентов. Еще раз дан скрытый намек, что нечего «бегать» по разным банкам, а постоянные отношения проще и банкам и клиентам.
Вывод.
В части обменных операций беспокоиться по поводу новых правил нет никакой необходимости. В подавляющем большинстве случаев изменения пройдут незаметно для клиентов - физических лиц.
Приложение. Системность в части информации о гражданах.
Суета вызвана переходным периодом в системе идентифицирующих граждан документов и системе обращения коммерческих банков к информации государственных органов.
Давно пора сделать ИИН в виде пластиковой карты, которая является обязательной и автоматически присваивается каждому гражданину при достижении 14-ти лет. С получением СНИЛС вопросов уже давно не возникает. Паспорт, СНИЛС, ИНН достаточны для полной идентификации гражданина. Все документы с собой вряд ли кто-то носит. Почему не поставить штампы в паспорт?
Независимо от бумажных (пластиковых) копий все документы должны быть информационно связаны. Особенность паспорта только в наличии фотографии в отличие от СНИЛС и ИНН. Решаем вопрос перепривязки документов при их смене.
Таким образом, коммерческие банки, получив паспорт, должны иметь возможность видеть номера СНИЛС и ИНН, а в дальнейшем получать доступ к различным проверочным механизмам.
До решения этих вопросов будет поддерживаться некоторая суета.
Посмотрим дальше. Допустим, что три документа связали и дали банкам доступ. Клиента надо найти, а телефон не существует, а по адресу регистрации никого нет. Тогда надо решать более сложные вопросы информационной привязки граждан. Например, обсуждать обязательный адрес электронной почты, выдаваемый гражданину для общения с государством. Тему можно продолжать довольно долго. Что-то разумно, что-то нет.
Сейчас интенсивно и довольно успешно решаются вопросы доступа гражданина к государству через различные электронные сервисы. Кстати, государство успешно пользуется обратной связью через личный кабинет налогоплательщика, сервисы госуслуг. Все проблемы начинаются, когда человек не хочет, чтобы к нему обратилось государство или коммерческий банк. Такая поведенческая реакция не может считаться нормальной, что требует понимания в бессмысленности расширения анкетных данных и способов идентификации.
В разумной перспективе достаточно on-line связать паспорт, ИНН, СНИЛС, и дать доступ к этой связке банкам.
Обсуждаемую сегодня тему это не затрагивает, так как анкета проста и вполне разумна.
Банк Хоум Кредит не осуществляет валютно-обменных операций в наличной форме. Клиенты, осуществляющие валютно-обменные операции с использованием дистанционного управления счетами, ранее уже идентифицированы банком, и дополнительная идентификация не требуется.