Крупные банки могут в ближайшее время повысить рублевый входной порог для VIP-клиентов. По информации СМИ, первым о таком шаге объявит Газпромбанк: его новый VIP-клиентский минимум вырастет на 50%, с 10 млн до 15 млн руб.
Повышение порога состоятельности для VIP-клиентов связано с ослаблением рубля. В будущем примеру Газпромбанка могут последовать и другие игроки.
Есть ли предпосылки для установления тенденции к увеличению входного порога для VIP-клиентов?
Мне кажется, что четкой тенденции нет. Есть три фактора, противоположно влияющие на данную проблему: 1- из-за инфляции все параметры, связанные с рублевыми суммами, периодически изменяются в сторону повышения (примером может служить повышения уровня выплат АСВ по вкладам с 700 000 руб. до 1 400 000 руб.). 2 – усиливающаяся конкуренция за клиентов может приводить, и в ряде случаев приводит к снижению некоторых границ, в том числе, и при работе с VIP-клиентами. 3 – ослабление рубля по сравнению с другими валютами может послужить причиной повышения «порога состоятельности». Мне кажется, что первые два фактора более существенны и примерно одинаковы по влиянию. Третий фактор оказывает меньшее влияние на данную проблему.
VIP-обслуживание имеет ограничение по пропускной способности. Оно требует неограниченного диапазона услуг и ограниченного количества клиентов, приходящихся на одного специально подготовленного сотрудника. Для VIP-обслуживания качество имеет первостепенное значение. Банк не может нарастить количество обслуживаемых клиентов без потери качества. Логика повышения порога состоятельности из-за снижения курса рубля понятна. Она формально фиксирует сложившийся в банке процент VIP-клиентов и поддерживает созданную для них инфраструктуру.
На мой взгляд данный ход со стороны банков вполне логичен. Предоставляя эксклюзивные услуги самым состоятельным клиентам, банк несет определенные издержки, которые в последнее время растут. В результате им необходимо компенсировать затраты, что можно сделать как сокращением издержек – количества клиентов, так и ростом прибыли с одного клиента. Подъем барьера входа на VIP-обслуживание решает обе эти проблемы.