Окончательный вариант поправок в закон «О национальной платежной системе» включает в себя норму, дающую право банкам блокировать карты россиян при возникновении подозрений на сомнительность проводимой транзакции, результатом которой может быть хищение. При этом авторы поправок предлагают позволить банкам самостоятельно определять признаки совершения несанкционированных транзакций.
Совместный законопроект ЦБ, ФНС, банковского сообщества, Росфинмониторинга, МВД и ФСБ разрабатывается еще с прошлого года. Изначально он предусматривал право банков блокировать только отдельные операции по картам, напоминают «Известия». Поправки же позволят организациям блокировать собственно карты в качестве превентивной меры борьбы с мошенничеством.
Представители банковского сектора говорят, что большая часть нелегитимного использования банковских карт происходит как результат скимминга или фишинга. В свою очередь, банки обязуются возмещать клиенту похищенную сумму с карты.
Предполагается, что законопроект будет внесен на рассмотрение ГД в весеннюю сессию 2016 года после окончательных согласований со всеми заинтересованными сторонами.
Насколько эффективным в борьбе с мошенничеством при транзакциях является законопроект с юридической точки зрения?
Поправки в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" являются очередным этапом создания эффективной системы противодействия мошенническим списаниям денежных средств с банковских карт граждан РФ. Ранее для борьбы с данным видом преступлений были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, а именно - введена уголовная ответственность за мошенничество с использованием платежных карт (статья 159.3. УК РФ), а также за изготовление, приобретение, хранение, транспортировку электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи и перевода денежных средств (статья 187 УК РФ). В поправках необходимо отразить срок рассмотрения обращений граждан о разблокировке банковской карты и ответственность за нарушение данного срока, чтобы исключать злоупотребления со стороны сотрудников банка. Также в поправках должно быть отражено, что кроме самого владельца карты заявление на разблокировку могут подавать лица, указанные гражданином при изготовлении на его имя банковской карты в качестве доверенных, чтобы у граждан, находящихся в момент блокировки банковской карты за рубежом не возникло сложностей с разблокировкой.