American Express намерена выйти в массовый сегмент в России, где до сих пор ее карты позиционировались как премиальные. По данным СМИ, компания уже ищет партнеров для продажи своих предоплаченных карт (prepaid) в ритейле.
Среди потенциальных претендентов в партнеры для выпуска карт в ритейловых сетях — РНКО «Платежный центр» (бренд «Золотая корона»), эмитирующая банковские карты в ритейловых сетях, например, карту «Кукуруза» в Евросети.
Объем эмиссии AmEx на территории России составляет несколько миллионов карт. Всего в России, по данным ЦБ, на 1 июля выпущено 234 млн банковских карт.
Для оценки возможности распространения карт American Express необходимо учесть следующие факторы:
- распространение на рынке VISA и MasterCard, которые широко принимаются в торговой сети, привычны клиентам и банкам,
- высокая комиссия American Express (interchange cost), которая делала эти карты не очень выгодными для ритейлеров,
- определенный негатив к названию, определяемый геополитикой.
AmEx может получить успех, только предоставив чрезвычайно выгодные условия партнерам. То есть, необходимы инвестиции как плата за поздний вход и работа с почти нулевой прибылью в течение продолжительного времени.
Готовность к такой работе на перспективу и определит успех распространения предоплаченных карт American Express. Есть определенный скептицизм в отношении возможности American Express получить значимую долю рынка.
Понятно, что основные игроки рынка это VISA и MASTERCARD, у всех они уже на слуху. Бренд American Express, несмотря на то что считается один из самых дорогостоящих брендов в мире, практически, не популярен среди простых слоев населения России. Банком выгодно иметь собственные средства на остатках счетов пластиковых карт клиентов, так как Банк ими пользуется бесплатно или с минимальными затратами, а это значит выгодное направление развитие текущего сегмента. Выход компании на массовый сегмент, позволит:
- увеличить количество выпущенных карт;
- увеличение пассивного дохода;
- увеличение остатков на счетах клиентов.
С какими трудностями, может, столкнуться компания, по моему мнению:
- негативное восприятие бренда (в основном на слуху у клиентов чеки American Express, которые ассоциируются у населения с Америкой а всем известно отношение между двумя странами);
- длительное выстраивание процессов эмиссии/эквайринга/расчетов с ТСП (торгово-сервисными предприятиям);
- в целом нелегкий и длительный процесс позиционирования на Российском рынке.