Ведение бизнеса может стать невыгодным для брокеров, а мелкие региональные профучастники могут и вовсе уйти с рынка. Такой сценарий предсказывают сами брокеры при выполнении поручения ЦБ по переходу на единый план счетов до 1 января 2017 года.
В среднем компания должна будет тратить 300-500 тысяч рублей в месяц на проведение внутреннего учета и ведения отчетности. Для небольших брокеров эта сумма может оказаться непосильной. Эксперты полагают, пишет «Ъ», что для решения проблемы необходимо либо снижать лицензионные требования для региональных брокеров, либо передавать обслуживание компаний на аутсорсинг.
Первый вариант наиболее оптимальный, поскольку с переходом на аутсорсинг у профучастников могут возникнуть проблемы. Во-первых, у аутсорсинговых компаний нет четкого юридического статуса; во-вторых, при сотрудничестве не прописываются нормы, которые бы регулировали наступление ответственности для сторон.
Аутсорсинговые компании могут прописать нормы солидарной ответственности, а не лицензионной, а это вызывает беспокойство брокеров. Сверх того, аутсорсеры не подконтрольны Банку России, что может создать определенные риски сотрудничества.
Как Вы оцениваете требование перехода на единый план счетов?
"На самом деле форекс компании тоже это ждет, а именно тех, кто останется работать в российском правовом поле. Лицензионные требования, предъявляемые регулятором, несут очень большую затратную часть в плане подготовки, что в конечном итоге будет не очень выгодно как компаниям, так и их клиентам".
Как Вы оцениваете требование перехода на единый план счетов?
В общем-то, требования по бухгалтерскому и налоговому учету, в т.ч. и переход на единый план счетов, должны волновать только тех брокеров, кто либо зарегистрирован на территории РФ, либо собирается получать российскую лицензию.
На самом деле, таких очень мало. А с увеличением требований и ростом сопутствующих расходов станет еще меньше.
Среднестатистический брокер, назовем его так, зарегистрирован в какой-либо оффшорной зоне, например, на Кипре, имеет лицензию этой страны, и с помощью интернета обслуживает клиентов в десятках, а то и в сотне стран. Ему и в голову не приходит получать в каждой из этих стран по лицензии.
Так скажите, почему он должен сделать в данном случае исключение и броситься выполнять требования российского Центробанка? Тем более, что это еще и влечет за собой дополнительные затраты. Брокера волнуют требования Кипрской Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям и никакой другой.
Повторюсь, я говорю о среднестатистическом брокере. Конечно, могут найтись энтузиасты, которые будут вести налоговый и бухучет и по кипрскому, и по российскому законодательству. Но, думаю, таких будет раз, два и обчелся.
И потом учтите, что требование о переходе на единый план счетов касается не только форекс-брокеров, но и, скажем, управляющих компаний, инвестиционных и пенсионных фондов, целого ряда других организаций, прочно привязанных к российской юрисдикции. Вот у них-то и должна голова болеть.
Как Вы оцениваете требование перехода на единый план счетов?
Действительно, переход на единый план счетов потребует дополнительных административных расходов от некредитных финансовых организаций. Для выполнения целого ряда требований регулятора по организации учета и контроля необходимо подготовить или привлечь более дорогостоящий персонал с нужной квалификацией. Также потребуется выполнить ряд задач по аппаратно-программному комплексу.
Вместе с тем, для получения лицензии нужно обеспечить не менее 100 млн активов, плюс резервные взносы в профильный СРО. По предварительным оценкам, такие финансовые расходы смогут покрыть только пара десятков крупных форекс-брокеров. Однозначно, это приведет к консолидации рынка. Через год будет понятно, кто станет лидером, а кто выйдет хотя бы на окупаемость в новых условиях.
Как Вы оцениваете требование перехода на единый план счетов?
Компания «Телетрейд» в настоящее время получает лицензию профучастника рынка ценных бумаг – форекс-дилера. Поэтому нашу компанию тоже коснётся это нововведение. Мы в целом относимся к нему с пониманием. Ведь смысл этого указания Банка России – в унификации ведения бухучёта и формированию отчётности всеми профучастниками, независимо от сегмента финансового рынка. И это логично, так как, во-первых, это позволит Банку России контролировать весь финансовый рынок с точки зрения бухгалтерской информации, а, во-вторых, это указание находится в русле сближения систем ведения учёта и составления отчётности по РСБУ и МСФО. Кредитные организации уже перешли на составление отчётности по стандартам МСФО, мы – на очереди. Причём речь ведь не идёт о том, что эти изменения нужно ввести явочным порядком, нам дают год на имплементацию новых правил. Да, это повлечёт за собой определённые затраты в части человекочасов и разработки программного обеспечения, но ничего экстраординарного здесь мы не видим.