Банк России совместно с Росфинмониторингом и комиссией при комитете СФ по бюджету и финансовым рынкам рассматривают концепцию смягчения правил работы банков с иностранными клиентами. Для реализации концепции необходимо модернизировать антиотмывочное законодательство – в частности, закон 115-ФЗ, статью 7.
С просьбой пересмотреть правила работы с мигрантами к властям обратились участники рынка. Они считают целесообразным отменить обязательное требование по предъявлению иностранными гражданами миграционной карты и документов, удостоверяющих их правомерное нахождение на территории РФ.
Нынешние нормы законодательства обязывают банки при первом обращении клиента требовать полный список личных данных, включая ФИО, гражданство, паспортные данные, место жительства, адрес пребывания в РФ, ИН родной страны, номер соцобеспечения, а также данные миграционной карты.
Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин поделился мнением с «Известиями», что определение миграционного статуса при проведении стандартных банковских операций является излишним. Миграционная карта не содержит никаких идентификационных данных, а лишь только затягивает процесс обслуживания и делает банковские услуги менее доступными.
По мнению Емелина, банки не должны выполнять надзорную функцию (т.е. выступать в роли миграционного контроля или налоговой службы).
По Вашему мнению, стоит ли либерализировать процесс работы банков с мигрантами?
Банки обязаны идентифицировать клиента. Это норма закона. Вопрос только в том, может ли миграционная карта или документ на пребывание идентифицировать иностранного гражданина. Совершенно очевидно, что не могут, т.к. не являются документами, удостоверяющими личность. С этой точки зрения, эти документы излишни. Но если и другая сторона медали: у иностранного гражданина должны быть документы, прямо или косвенно подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Если с этим все в порядке, вряд ли возникнуть сложности с предоставлением каких-либо документов в банк или другую организацию.
Реалии таковы, что банки сегодня разделяют ответственность за операции своих клиентов и обязаны выявлять сомнительные операции и принимать все необходимые меры для предотвращения незаконных операций. Более того, надзор Банка России в этой части только ужесточается. В целом, банки здесь выступают как один из этапов организованного контроля. Движение не может быть разнонаправленным: с одной стороны – ужесточение контроля ЦБ за банками в рамках 115-ФЗ, с другой стороны – послабление по обслуживанию в банках иностранных граждан. Есть понимание, что сами банки не будут в этом заинтересованы. В итоге, с учетом существующих террористических рисков, а также политики Банка России в части контрольных мер по 115-ФЗ вести речь о либерализации обслуживания иностранных граждан на данном этапе преждевременно и не отвечает реалиям времени.
По Вашему мнению, стоит ли либерализировать процесс работы банков с мигрантами?
"Да, с одной стороны, если данные поправки будут приняты, банки, тем самым. смогут резко расширить свою клиентскую аудиторию, а значит, будут получать больше доходов от услуг предоставляемых мигрантам.
С другой стороны, в ФМС не поддержали данную инициативу, в виду того, что примерно 3-4 млн человек, на сегодняшний день, находятся на территории нашей страны нелегально, к тому же почти половина приезжих не занимается трудовой деятельностью.
Мы считаем, что возможность принятия данных поправок довольно актуальна. Вследствие введения санкций со стороны западных стран, прибыль российских банков резко сократилась, ЦБ с завидной регулярностью признает тот или иной банк банкротом, а это в целом негативно сказывается на всей банковской системе нашей страны, а также на уровне доверия граждан к финансово-кредитным учреждениям. В нынешней ситуации, любые дополнительные доходы для отечественных банков являются крайне необходимыми, а благодаря этим изменениям, банки смогут на несколько миллионов человек увеличить свою клиентскую базу. Кроме того, из-за ныне существующих условий, действительно, затягивается сам процесс обслуживания клиентов.
Увеличение клиентской базы, а также повышение размера собственного капитала, является задачей любого банка, поэтому данные поправки должны позитивно сказаться на деятельности банков.
Вопросы же, касающиеся безопасности и общего числа нахождения нелегальных мигрантов в стране, должны решаться соответствующими органами. Это не прерогатива банков."
По Вашему мнению, стоит ли либерализировать процесс работы банков с мигрантами?
Безусловно, я не только полностью согласна с председателем НСФР Андреем Емелиным, с запредом НСФР Александром Наумовым, но и всеми членами банковского сообщества, которые давно инициируют внесение насущных изменений в законодательство по ПОД/ФТ в части изъятия необходимости предоставления миграционной карты при проведении идентификации. Аргументов тому несколько:
- действительно миграционная карта не содержит идентификационных данных, все они имеются в других предоставляемых документах, удостоверяющих личность;
- миграционное законодательство и правила претерпели изменения, при которых иностранцы имеют возможность удаленно и заблаговременно оплачивать патент на работу и необходимость обязательного прихода в миграционную службу для ее продления отсутствует, в связи с чем многие миграционные карты не имеют данных о продлении;
- поблажки, заключающиеся в разрешении без миграционной карты осуществлять операции до 15 тысяч рублей – это не актуально, особенно в свете роста доллара и рублевого эквивалента.
Более того, такие операции рисков не несут, а необходимость запроса и фиксирования сведений миграционной карты создает большие проблемы как для банков так и для самих мигрантов. Таким образом, думаю, что мнение банковских работников единое и чем скорее будут внесены изменения, тем лучше.