Совместный проект группы ВТБ и ФГУП «Почта России» - Почтовый банк к 2023 году войдет в топ-20 розничных банков России. Активы, создаваемой на базе Лето Банка, кредитной организации составят порядка 600 млрд рублей, пишут СМИ.
Новый банк, ориентированный на работу с розничными клиентами массового и нижнемассового сегмента, а также с пенсионерами, будет представлен в 15 тыс. отделений «Почты России». Общее количество банковских окон превысит 20 тыс.
Ожидается, что сотрудничество группы ВТБ с «Почтой России» значительно расширит клиентскую базу банка. Сейчас у «Почты России» 42 тыс. отделений по всей России.
Как вы оцениваете перспективы Почтового банка?
Сотрудничество группы ВТБ с "Почтой России" однозначно расширит клиентскую базу банка. Это произойдет просто по факту наличия этой клиентской базы, если Почтовый банк переведет этих клиентов к себе на обслуживание. И учитывая оборот "Почты России" по финансовым услугам, который составляет 3,5 трлн. руб. в год, здесь есть где развернуться. Сегодня, по разным оценкам, пенсии через Сбербанк получают от 40 до 60 процентов пенсионеров, в зависимости от регионов. Сбербанк имеет порядка 20 тыс. точек продаж, а ФГУП России насчитывает их 40 тыс. Амбиции Почтового банка сегодня предполагают привлечение 70% новых пенсионеров, что тоже, при удачном стечении обстоятельств, позволит их реализовать. При этом, есть одно "НО". Низкая мобильность, высокая инертность, не способность к изменениям самой структуры "Почты России", профессиональный уровень ее сотрудников могут поставить под сомнение успешный проект.
У Почтового банка на базе Лето Банка большие перспективы. Широкая сеть отделений почты позволит новой структуре реально конкурировать со Сбербанком за нижний массовый сегмент потребителя. Особенно важен проект в свете обеспечения финансовой доступности, ведь отделения почты находятся в том числе с тех населенных пунктах, в которых отсутствуют офисы любых банков.
Тем не менее, успех банка будет зависеть от кредитной политики "Почтобанка", а не от количества отделений. Лето Банк не смог показать впечатляющих финансовых результатов, однако обладает самым дружелюбным брендом, пожалуй, из всех организаций на рынке банковских услуг России. Ликвидировать этот удачный бренд с отличной репутацией в пользу бренда, связанного с почтой России будет настоящей ошибкой. все мы прекрасно знаем, что сложно найти организацию с России с худшей репутацией, чем у Почты России. Поэтому при переименовании новый банк может столкнуться с серьезными проблемами в позиционировании и построении долгосрочных лояльных отношений с клиентами.
Полагаем, что данное объединение может нести существенный синергетический эффект как для «ВТБ», так и для «Почты России». Первый получит для своей «дочки» самую обширную на территории РФ сеть отделений без огромных капитальных затрат, а «Почта» получит прекрасную возможность монетизации своей сети отделений, которые часто расположены так, что для объединенного банка просто не будет конкурентов. Полагаем, что созданная в результате такого рода сделки кредитная организация сможет быстро расширить свое влияние в регионах с низкой обеспеченностью финансовой инфраструктурой, опираясь на сильную функциональную составляющую «Лето-банка» и сеть отделений «Почты России». Не исключаем, что в некоторых регионах банк может занять существенную долю рынка. Тем не менее, в ближайшие годы «ВТБ» и «Почте России» потребуются дополнительные инвестиции в проект для качественной интеграции софта, переоборудованию отделений, а также обучение линейного персонала. Ближайшим конкурентом, скорее всего, будет Сбербанк. С «ВТБ 24» же новосозданная структура напрямую конкурировать не будет из-за резкой сегментации рыночных долей – при создании «Лето-банка» этот вопрос продумывался, так что сейчас их клиентские базы не пересекаются.
Почтовый банк намерен занять интересную розничную нишу при наличии огромной клиентской базы и развитой филиальной сети. Базой для создания нового банка станет Лето-Банк, который формально является дочерней структурой ВТБ. По сути, это еще один государственный банк, который рассчитан на работу с особыми группами клиентов - пенсионерами, например. Если шаблоны и формализм не погубят концепт идеи в самом начале, из проекта действительно может получиться что-то интересное. Теперь главное, чтобы репутация Почты России не бросила тень на новый банк.
Идея создания банка на базе Почты России не нова и поднимается далеко не первый раз. В свое время я уже говорил, что идея более чем разумная, так как позволит путем вливаний относительно небольших ресурсов создать развитую сеть, ориентированную на обслуживание клиентов массового и нижнемассового сегментов в регионах присутствия Почты России. Более того, это весьма неплохое направление и для развития бизнеса, поскольку там будет и массовый потребитель и весомый денежный оборот.
Если же говорить о том, как это отразится на потребителях, то здесь я ожидаю улучшения уровня обслуживания поскольку разделение функционала – идеологически верное решение: банк будет заниматься деньгами, почта – почтовыми отправлениями.
От проекта выиграют обе стороны. ВТБ получит широчайшую сеть отделений, причем в тех регионах, в которых у него попросту не будет конкурентов, и объемную клиентскую базу. Почта России станет коммерческим окупаемым проектом - офисы за счет дополнительно оказываемых финансовых услуг начнут приносить прибыль. Перспективы хорошие, главное, чтобы в течение ближайших лет суметь перестроить косный механизм функционирования Почты России и подчинить его задачам банковского бизнеса.