Небанковские МФО предлагают ЦБ отдельно рассчитывать полную стоимость микрозаймов банковских дочерних МФО


Участники рынка микрофинансирования просят ЦБ выделить займы МФО, являющихся дочерними структурами банков, в отдельную категорию при расчете полной стоимости займа (кредита, ПСК). Соответствующее письмо направила регулятору СРО «НП «МИР».

Рассчитывать отдельно полную стоимость микрозаймов банковских «дочек» просят по той причине, что последние обладают доступом к более дешевому фондированию, а значит, могут предлагать займы по более низким ставкам, которые в итоге влияют на средневзвешенное значение ПСК.

Напомним, поправки к закону «О потребительском кредите», ограничивающие ПСК, вступили в силу с 1 июля. ПСК включает ставку, страховку и иные платежи. Отклоняться от средневзвешенной ПСК разрешено не более чем на треть. Регулятор ежеквартально рассчитывает ПСК на основании реальных ставок по ссудам банков, МФО, кредитных потребительских кооперативов и др.

По мнению небанковских МФО, целесообразным является выделение в отдельную категорию для расчета ПСК целевых займов на оплату товаров (POS-займов). Другой вариант — разделить категорию потребительских микрозаймов в сумме до 30 тыс. рублей для целей расчета ПСК на две — до 15 тыс. и от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.

По оценкам представителей банковских МФО, средний размер POS-займа у банковских МФО составляет примерно 12 тыс. рублей. Размер займа у крупных небанковских МФО — в среднем от 23 тыс. до 38 тыс. рублей.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Петков Андрей (Генеральный директор, МФО «Честное слово»)

Какое решение для рынка микрофинансирования, на ваш взгляд, было бы оптимальным?


Дробить дальше ПСК и таким способом пытаться выделить банковские МФО в отдельный сегмент - абсолютно не рационально. Самым эффективным решением было бы определение аффилированности МФО с банками и введение для подобных микрофинансовых организаций иных нормативов по ПСК. К сожалению, этот вариант тоже маловероятен - банковские МФО не будут признаваться в связях с банками. Простого решения, на мой взгляд, нет. Должен быть разработан комплекс мер, направленный на здоровую конкуренцию.

Седов Сергей (Генеральный директор сервиса онлайн-займов "Робот Займер")

Сегодня на рынке действует не так много банковских МФО и, по оценкам экспертов, их объем выдач составляет менее 5% от общего объема рынка. Но “бить тревогу” начали вовремя, ведь рынок растет быстро и возможно стремительное увеличение портфеля банковских МФО, что в свою очередь скажется на уменьшении среднерыночного значения процентной ставки и, как следствие, окажет влияние на ПСК и на бизнес микрофинансовых организаций, не аффилированных с банками. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации будет выделение в отдельную категорию займов на оплату товаров (POS-займов) от банковских МФО. Это поможет предотвратить негативное влияние на ПСК результатов их деятельности.

Батин Борис (Генеральный директор, сервис онлайн кредитования MoneyMan)

Действующая классификация потребительских кредитов является достаточно подробной, и нет объективных причин для дальнейшего сегментирования по сумме займа.
Стоимость привлечения средств для банковских МФО действительно существенно ниже, чем для организаций, не входящих в банковские холдинги. Однако большее значение при расчете ПСК имеют кредитные риски.
При целевом кредитовании, которым является POS, риск ниже, а клиент – качественнее. Нецелевое кредитование вне зависимости от суммы кредита всегда является более высокорисковым и сопряжено с худшей финансовой дисциплиной заемщиков.
Соответственно, обоснованным можно считать выделение в отдельную категорию для расчета ПСК целевых займов на оплату товаров (POS-займов), так как среднерыночное значение будет существенно отличаться от cash-сегмента.
Что же касается нецелевого кредитования, оно всегда будет востребованным на рынке, особенно – при экономической нестабильности. Поэтому задача МФО – эффективно управлять рисками и обеспечивать благонадежным клиентам выгодные условия.
MoneyMan постоянно работает над улучшением качества кредитного портфеля. В апреле 2015 высокотехнологичную скоринговую модель собственной разработки «Скоринг 6.0» мы усилили системами прогнозной аналитики data и text mining. Как следствие, до конца текущего года ожидаемый уровень одобрения заявок составляет 19-20%. Компания также проводит политику лояльности в отношении проверенных заемщиков, снижая для них ставку до 0,59% в день, что в 2-3 раза ниже среднерыночной. Бонусная программа, отмеченная рядом уважаемых изданий, предоставляет участникам целый спектр дополнительных возможностей вплоть до полного погашения процентов бонусными баллами.

Попов Артем (Генеральный директор, МФО «Хоум Кредит Экспресс»)

Регулирование на банковском рынке не зависит от источников фондирования. Думаю, такой же логики имеет смысл придерживаться при регулировании рынка МФО. Если МФО, сотрудничающие с торговыми сетями, будут выделены в отдельную группу, и для них будут рассчитывать отдельную полную стоимость займа, то это не приведет к серьезному изменению уровня цен в этом сегменте. Ставки здесь диктуются рынком, и у всех игроков примерно одинаковые. Успех в этом сегменте зависит в большей степени от партнерских отношений с торговыми сетями и наличия высокоэффективных технологий выдачи POS-займов.

Сороко Антон (Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

По нашим оценкам приток клиентов в сегмент МФО действительно в большей степени обеспечивается из банковского сектора, где в последний год существенно выросли средние требования к заемщикам, что на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения привело к резкому сужению выдачи. Логично, что ряд банковских структур поспешило выйти в этот ненасыщенный сегмент финансового сектора. Клиенты, не получившие потребительский нецелевой кредит в банке, идут в МФО, или сами банки предлагают им попробовать получить займ там. Пока рынок мироккредитования в РФ развит достаточно слабо – он составляет около 0,3% от суммарного рынка потребительского кредитования, так что закредитованными тут могут быть только отдельные заемщики. Развитие МФО создает еще одну нишу как для банкиров, так и для потребителей – сейчас требования к заемщикам существенно выросли, тем самым закрыв к кредитам доступ для ряда групп граждан. Демпинг со стороны такого рода организаций, в целом, логичен, но бороться с ним смысла я не вижу – через несколько лет МФО, скорее всего, станет подсегментом банковского бизнеса с высоким уровнем конкуренции, где отдельным МФО выжить будет очень сложно.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также