Микрозаймы теснят розничное кредитование


Короткие онлайн-займы стали единственным видом МФО, чья доля в совокупном портфеле ссуд выросла в первом полугодии 2015 года с 3% до 4,9%, следует из анализа данных СРО «НП «МиР».

Доля целевых потребительских займов сократилась с 61,9% до 61%, займов на развитие предпринимательства — с 15,1% до 14,5%, займов до зарплаты — с 20% до 19,7%.

Совокупный портфель МФО с начала года увеличился на 9,5% и составил 19,71 млрд рублей.

Отметим, что высокие темпы роста портфеля займов МФО произошло на фоне сокращения розничного кредитования со стороны банков.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Горох Дмитрий (Директор по связям с общественностью компании финансовых технологий ID Finance (MoneyMan, AmmoPay))

Как вы прокомментируете рост привлекательности онлайн-займов?

Те компании, которые первыми вышли на рынок онлайн-кредитования получили серьезное технологическое преимущество. MoneyMan стала первой российской компанией онлайн-кредитования, и сегодня является безусловным лидером сегмента, а также входит в тройку крупнейших микрофинансовых организаций сегмента PDL по объемам выдач.
Бизнес модель онлайн-кредитования, в частности, MoneyMan предполагает полностью дистанционный цикл микрокредитования через интернет в режиме 247. В отличие от традиционных офлайн МФО, MoneyMan не нуждается в сети офисов продаж или кредитных агентов, соответственно, компания не привязана к географии проживания заемщика. MoneyMan обладает технологическим стеком собственной разработки. Одним из преимуществ компании является полностью автоматизированный процесс одобрения и выдачи займа. Клиент MoneyMan может получить необходимые деньги круглосуточно, в выходные и праздничные дни, без ожидания решения, перечисления средств, вне зависимости от того, где находится заемщик – в мегаполисе или деревне, дома или рабочем месте, на прогулке в парке, в кафе с друзьями, на даче с родными или даже в заграничном путешествии. Это удобно для самих клиентов, поэтому постепенно они перетекают онлайн. Тем более, что благодаря низким издержкам, онлайн-кредиторы могут предложить более выгодную ставку заемщикам. Во всем мире онлайн-услуги получают все более широкое распространение, это касается и финансовых сервисов.
Доля онлайн сегмента, в котором MoneyMan является крупнейшим игроком, продолжит расти за счет перетекания клиентов традиционных офлайн-МФО в онлайн. По итогам 2015 года доля сегмента будет составлять не менее 10% от рыночного портфеля.

Волков Алексей (Директор по маркетингу, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ))

В настоящее время в НБКИ передают сведения более 2400 микрофинансовых институтов (МФИ). Это позволяет НБКИ оценивать рынок микрофинансирования на основе репрезентативных и объективных данных от практически всех участников рынка, ведущих реальную деятельность. На основании данных этих МФИ, мы действительно фиксируем рост активности микрофинансовых компаний в первом полугодии 2015 года. Причем во всех сегментах, включая и сегмент коротких онлайн-займов. По состоянию на 1 июля 2015 года суммарный объем действующих займов, предоставленных МФИ населению, составил 50,9 млрд. руб., увеличившись за 2 квартал 2015 года на 29,4% (на 01.04.2015 – 39,3 млрд. руб.). Из этой суммы 26,9 млрд. руб. приходится на займы на покупку потребительских товаров (средний размер займа – 32,5 тыс. руб.), а 24,0 млрд. руб. – на микрозаймы (средний размер – 14 тыс. руб.).
При этом, наиболее быстрыми темпами растет портфель действующих микрозаймов (к этой категории относятся и онлайн-займы, и займы до зарплаты) – на 33,8% (или на 6,1 млрд. руб.). В то же время объем действующих кредитов на покупку потребительских товаров увеличился на 25,7% (или на 5,5 млрд. руб.). В структуре розничного портфеля МФИ (без учета займов для бизнеса) доля микрозаймов выросла за 2 квартал на 1,6% и составила 47,2%, а доля кредитов на покупку потребительских товаров сократилась в том же объеме до 52,8%.
Достаточно высокие темпы роста портфеля займов МФИ во многом объясняются сокращением розничного кредитования со стороны банков. Это также свидетельствует о снижении реальных доходов населения – семейные бюджеты многих граждан стали, по сути, дефицитными, требующими дополнительных источников финансирования. Несмотря на дороговизну и краткосрочность коротких онлайн-займов (по сравнению с банковскими кредитами), получить их гораздо проще и быстрее. Вместе с тем, короткие онлайн-займы – более рискованный вид кредитования и МФИ необходимо более внимательно следить за долговой нагрузкой заемщиков. Прежде всего, за счет более активного применения современных инструментов управления кредитными рисками, в т.ч. оперативного внедрения МФИ скоринга бюро НБКИ и инструментов по противодействию кредитному мошенничеству в собственную систему принятия решения о предоставлении займов населению.

Сороко Антон (Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

По нашим оценкам приток клиентов в сегмент МФО обеспечивается в большей степени из банковского сектора, где в последний год существенно выросли средние требования к заемщикам, что на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения привело к резкому сужению выдачи. Клиенты, не получившие потребительский нецелевой кредит в банке, идут в МФО. Естественно, в такой ситуации очень важно защитить не только заемщиков, но и вкладчиков МФО, тем более пока на этом рынке только формируется комплекс сдержек и противовесов, необходимых для бесперебойной работы механизма. С другой стороны, зная, что они защищены, инвесторы будут охотнее вкладывать деньги в МФО, которые таким образом могут получить дополнительный приток пассивов, что в складывающейся ситуации (приток заемщиков из банковского сектора и не самая простая ситуация с ликвидностью) должно стать дополнительным фактором устойчивости МФО. При этом действительно быстрее других развиваются онлайн-кредиты, в частности, за счет выхода в этот сегмент крупных игроков рынка. Роста финансовой грамотности населения и перехода к МФО заемщиков, которые раньше работали с банками, и у них уже был опыт такого рода дистанционных отношений.

Седов Сергей (Генеральный директор сервиса онлайн-займов "Робот Займер")

МФО “Займер”, как компания, работающая исключительно в сегменте онлайн займов, также отметила значительный рост собственных показателей в 2015 году. За первое полугодие текущего года объем выдачи займов увеличился в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, только за последний месяц количество займов выросло на 43%.
Тенденция к росту привлекательности онлайн-кредитования объясняется рядом факторов. По данным исследователей, Интернетом сегодня пользуется более 90% молодых людей до 30 лет и около 80% пользователи - от 30 до 54 лет. Это обуславливает и возросший спрос на займы онлайн. Действуя через Интернет, компании и клиенты не ограничены временем и географией операций. К примеру, онлайн-сервис Робота Займера работает не только круглосуточно и на всей территории России, но и проводит операции от получения заявки на займ до выдачи денежных средств в течение нескольких минут.
Также преимущество получения займа в онлайн режиме в том, что его можно оформить, имея при себе только мобильный телефон. Сегодня порядка 30% займов оформляется таким образом. Отмечается, что смещение приоритетов в сторону смартфонов и телефонов будет расти, такие прогнозы позволяет сделать ряд факторов: увеличение числа пользователей мобильных устройств, стремительное развитие 4G и общее смещение потребительских и коммуникационных привычек в сторону мобильности.
Кроме того, действительно оффлайн-МФО активно выходят на онлайн-рынок. Они учитывают те факторы, что приведены выше и диверсифицируют бизнес. Займы в режиме онлайн существенно сокращают издержки компании на операционные расходы: интернет-компаниям не нужна аренда офисов, большой штат сотрудников, услуги инкассации и многое другое.

Буханов Алексей (Директор по маркетингу и продажам, МФО «Честное слово»)

Экономическая ситуация повлияла на увеличение спроса на небольшие займы «до зарплаты». Приоритетными для заемщиков стали организации, которые предлагают упрощенную процедуру подачи заявки и моментальное перечисление денежных средств. На сегодняшний день достаточно простая и, пожалуй, максимально быстрая выдача существует именно у онлайн МФО. Например, в нашем онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово», благодаря собственной скорринговой системе, процесс рассмотрения заявки занимает не более 30 минут. В случае одобрения, денежные средства поступают клиенту в течение 5 минут на банковскую карту или счет. Доступность услуги и понятный сервис дают возможность клиенту получить деньги «здесь и сейчас», находясь при этом у себя дома, и тут же ими распоряжаться.
В условиях, когда резко ужесточились требования к заемщикам, заметная часть банковских клиентов обратила внимание на рынок микрофинансирования. В то время как розничное кредитование остается мало доступно для потребителя, сегмент быстрых онлайн-займов показывает стабильный рост, что делает его привлекательным для инвестирования и позволяет игрокам вкладывать средства и усилия в маркетинг. На рынке присутствует огромное количество продуктов, специальных предложений и долгосрочных программ лояльности, которые позволяют заемщикам сделать свой выбор в пользу онлайн-займов. В «Честном слове» действует бонусная система поощрения заемщиков, а также программа привилегий для наших постоянных клиентов: система статусов Bronze, Silver, Gold и Platinum позволяет улучшить условия по займу и значительно снизить процентную ставку.
Начиная с января 2015 года, онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» ежемесячно растет на 15-20% по объему выданных займов в денежном выражении. Это связано, как с постоянным совершенствованием всех бизнес-процессов внутри компании, так и устойчивым ростом рынка онлайн-займов «до зарплаты».

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также