«Почта России» создаст конкуренцию банкам

30 сентября 2013 г. Банки и кредитование 5 5874 Гэу Андрей
1 Изображение «Почта России» получит банковскую лицензию, чтобы иметь возможность оказывать базовый набор простейших финансовых услуг таких как: открытие лицевых счетов для оказания госуслуг, депозитов, осуществление транзитных платежей.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, оказание финансовых услуг даст почтовому оператору дополнительный источник финансирования. Поскольку у бюджета нет возможности дать 100 млрд рублей для модернизации предприятия , предоставление финансовых услуг под собственной банковской лицензией или дочерней структуры, стало бы оптимальным решением найти дополнительный источник финансирования.

Никифоров отметил, что в России 45% жителей проживает в населенных пунктах с менее 50 тыс. населения, 31 млн человек - в пунктах с менее 10 тыс. человек, где нет ни одного банка.

Отметим, что данное решение лишает смысла идею создания Почтобанка, которую ранее рассматривало правительство.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Комягин Игорь (Управляющий директор по развитию бизнеса, СБ Банк)

Как вы оцениваете решение предоставить «Почте России» возможности для оказания простейших финансовых услуг?

Такое решение имело бы явно позитивную окраску, если бы не несколько «но». Расчетные услуги и услуги по «быстрому» переводу средств, можно воспринимать как «простейшие» и повышать проникновение банковских услуг в те населенные пункты, куда не идут сами банки, но при этом непроцентный (комиссионный) доход для банка - это в самом лучшем случае не более 30% от его доходов в целом, так за счет чего БАНК- «Почта России» будет зарабатывать остальное? Второе - под «простейшими» услугами предлагается понимать и привлечение депозитов и микрофинансирование, а вот тут сразу возникает множество вопросов: не превратится ли такая работа в некое подобие «финансовой» пирамиды со всеми последствиями и не получится ли так, что финансовый результат такой деятельности вместо увеличения доходной части «Почты» потребует вливаний из бюджета.

С учетом хорошо развитой сети филиалов почтового оператора, каковы его перспективы в данном направлении?

Рассуждая о планах «Почты России» вернуть себе лидерские позиции на рынке денежных переводов внутри страны и между странами СНГ (с помощью лицензии, которую почтовый оператор рассчитывает получить не позднее чем через два года), как-то забывают, что в большей части населенных пунктов РФ нет ни тех, кому кто-то переводит денежные средства, ни тех, кто переводит, а там, где такие люди есть, есть и более технологичные конкуренты. Если «Почта» всерьез сосредоточится на оказании финансовых услуг населению, то сможет конкурировать с работающими в этой сфере компаниями. Однако время для легкого входа на этот рынок уже упущено.
Также «Почта» хочет стать серьезным игроком на рынке кредитования частных лиц и малого бизнеса. У Почты очень много отделений плюс она имеет статус ФГУП, и теоретически можно организовать неплохой проект по прямой господдержке мелкого бизнеса на селе без участия коммерческих банков в качестве посредников. Но здесь опять какие перспективы: быть проводником чужих технологий и продуктов или с нуля разрабатывать свою технологию, и сразу хочется спросить, на что.

Является ли данная идея более удачной, чем создание Почтобанка с привлечением финансирования коммерческих банков?

До настоящего времени успешных проектов перепрофилирования почтовых отделений в России не было. Разговоры о Почтовом банке ведутся довольно давно. На рынке микрокредитования без достаточной автоматизации процесса и профильного обучения сотрудников можно не заработать, а, наоборот, потерять существенные средства. Кто это будет финансировать? Да и юридические вопросы остаются: «Почта» не может получить банковскую лицензию. По закону «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься торговлей. Между тем «Почта» торгует марками, конвертами, почтовыми ящиками, открытками и т.п., значит лицензия будет на какую-то «дочку», опять затраты.
Столь громоздкая и неповоротливая структура, как «Почта», вряд ли сможет в ближайшие годы оказать серьезную конкуренцию действующим игрокам на банковском рынке.

Кибардин Иван (Главный специалист отдела ценных бумаг, Банк «Интеркоммерц»)

Идея создания на базе «Почты России» финансового института более чем разумная, так как количество отделений по всей стране огромно. И сделав набор простейших операций для физических лиц, таких как открытие и ведение счетов, оплата ЖКХ и других подобных операций, «Почта России» могла бы составить и здоровую конкуренцию во многих регионах, где попросту нет банков. К тому же, даже работая с небольшой комиссией, учитывая обороты, это могло бы дать неплохую финансовую отдачу. Но вопрос состоит в том, как данная идея будет реализована. Ведь нападения на почтовые отделения в различных регионах не такая большая редкость, а содержать штат охраны совсем даже не дешево.

Логинов Павел (Председатель Правления Меткомбанка)

Сеть «Почты России» вполне может конкурировать с ведущими розничными банками по количеству отделений. А по степени проникновения в самые отдаленные районы страны это, пожалуй, самая «народная» организация. Начав предоставлять базовые финансовые услуги, «Почта России», безусловно, сможет повысить их доступность для населения.
Пока, правда, не ясно как «Почта России», к работе которой у клиентов и так очень много нареканий, будет справляться с дополнительными обязанностями и возросшей нагрузкой; потребует ли это дополнительного финансирования, привлечения нового персонала и его обучения. Пока это выглядит скорее социальной задачей, поставленной правительством, нежели коммерческим проектом.

Конышков Александр (Директор Северо-Западного регионального центра, ЗАО «Райффайзенбанк»)

Как вы оцениваете перспективы «Почты России» в сфере банковских услуг?

С учетом географической экспансии «Почта России» найдет «своего клиента» и будет иметь все шансы на успех в мелких населенных пунктах, где нет отделений коммерческих банков, а потребность совершать простейшие банковские операции (открытие вклада, безналичный перевод денежных средств и пр.) существует. Однако не стоит забывать, что для этого организации потребуются серьезные инвестиции в технологии и обучение персонала, возможно, даже его обновление. А на это требуется время.

Магеро Лариса (управляющий филиалом «Петровский» Ханты-Мансийского банка Открытие)

Инициатива выдачи «Почте России» банковской лицензии является более перспективной, чем создание Почтобанка, развитие которого предполагалось за счет финансирования коммерческих банков.

В настоящее время «Почта России» уже работает с несколькими банками в качестве агента, в том числе с Банком «Открытие» в Санкт-Петербурге. Получение банковской лицензии даст возможность «Почте России» работать самостоятельно без привлечения банков.

Вопрос в том, сможет ли «Почта России» обеспечить должный уровень сервиса и качество обслуживания, к которому привыкли клиенты банков. Зарплаты на почте очень низкие, проблема с текучкой кадров, зачастую работают лица с временной регистрацией, не имеющие опыта работы не только в сфере финансов, но и в почтовой службе.

Развитие нового направления на «Почте России» будет зависеть от того, какие задачи будут стоять перед ней - текущее обслуживание пришедших клиентов или выполнение плановых показателей, определенных объемов продаж и т.д. Во втором случае потребуются значительные вложения в ремонт почтовых отделений, обучение и подбор квалифицированного персонала, вложения в программное обеспечение и т.д. В любом случае, даже при соответствующих финансовых вливаниях, процесс реорганизации будет идти достаточно долго.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также