Перезапуск госпрограммы льготного автокредитования в апреле 2015 года способствовал росту объема выдаваемых автокредитов в июне почти на 40% - до 30,65 млрд рублей. Согласно данным Frank Research Group (FRG), объем выдаваемых автокредитов почти вернулся к уровню прошлого года, когда банки выдали 34,2 млрд рублей автокредитов.
В рамках программы льготного автокредитования государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки ЦБ (сейчас — 11%). Максимальная ставка по льготным автокредитам ограничена и сверху — не более 10 п. п. к текущему размеру ключевой ставки (сейчас — не более 21%).
По данным Минпромторга на 14 июля 2015 года, с момента запуска госпрограммы было продано 235 тыс. автомобилей, причем большая часть продаж пришлась на июнь и первую половину июля.
В то же время совокупный портфель автокредитов с начала года сократился на 13,4% до 808 млрд рублей.
Существенной поддержкой для рынка автокредитования стала программа Минпромторга. Она распространяется на кредиты, соответствующие определенным требованиям. Во-первых, общая стоимость транспортного средства, приобретаемого в кредит, не должна превышать 750 тысяч рублей. По программе, действовавшей в 2014 году, эта сумма составляла 600 тысяч рублей, в 2015 году под действие программы попали около 50 автомобилей. Вторым условием получения госсубсидии является первоначальная выплата по кредиту в размере не менее 15% от общей стоимости машины. Список документов, которые необходимо подготовить для оформления кредита, может различаться в зависимости от банка. Как правило, он включает в себя два документа, удостоверяющих личность, и справки о доходах с места работы. Количество требований постоянно возрастает из-за опасения банков относительно платежеспособности клиентов. Важно отметить, что программа Минпромторга по поддержке автокредитования распространяется только на автомобили российского производства, в том числе и иномарки. В целом, увеличение числа продаж авто по сравнению с первым кварталом 2015 года связано со многими факторами, не только с государственной поддержкой, но и с тем, что темпы падения рынка замедлились. Такие марки, как Hyundai, KIA, Volkswagen и Nissan являются наиболее востребованными у покупателей, решивших воспользоваться программой Минпромторга, что обусловлено тем, что и сами авто, и комплектующие для них производятся российскими заводами. Тем не менее, говорить о полном восстановлении авторынка можно будет только после преодоления российской экономикой кризисной фазы.
По словам участников рынка, доля госсубсидирования автокредитования составляет 57%. Рост отмечается именно благодаря этой программе. Но говорить о полном восстановлении рынка пока рано.
Во-первых, автокредитование не может восстановиться отдельно от других видов потребительского розничного кредитования. Хотя сегмент демонстрирует рост, он зависит от общей рыночной конъюнктуры.
Во-вторых, многие игроки вообще свернули программы автокредитования и в отсутствии поддержки государства, которая может быть приостановлена в любой момент, рынок рухнет. Как указывают эксперты, без субсидирования уровень кредитных продаж в совокупном объему автопродаж составлял бы не более 15% против нынешних 57%.
В-третьих, ЦБ постепенно снижает ключевую ставку, и соответственно, объём субсидий для банков. Это приводит к снижению интереса кредитных организаций к продукту.