В два раза снизился объем выдачи кредитов физлицам в январе-июне 2015 года – до 6,8 млн кредитов. Совокупный объем выдачи сократился в 2,5 раза - до 870 млрд рублей с 2,2 трлн рублей годом ранее, сообщили в Объединенном кредитном бюро.
При этом во II квартале зафиксирована положительная динамика: в апреле-июне банками было выдано на 34% больше займов, чем в январе-марте - 3,9 млн против 2,9 млн кредитов. Объемы новых выдач выросли на 44% и составили в апреле-июне 516 млрд рублей против 358 млрд рублей в январе-марте.
Прирост в апреле-июне наблюдается по всем категориям кредитных продуктов. Так, количество выданных кредитов наличными увеличилось на 41% - до 3,2 млн займов, ипотечных кредитов - на 39%, до 104 тыс. займов, автокредитов - на 10%, до 42 тыс. займов, кредитных карт - на 10%, до 527 тыс. карт.
Совокупный объем выданных во II квартале потребительских кредитов вырос в сравнении с показателем I квартала в 1,8 раза - до 302 млрд рублей, ипотечных кредитов - на 35%, до 162 млрд рублей, автокредитов - на 35%, до 27 млрд рублей, займов по кредитным картам - на 9%, до 24,5 млрд рублей.
Как вы прокомментируете итоги первого полугодия? Увеличится ли объем выдачи кредитов физлицам по втором полугодии 2015 года?
Рынок потребительского кредитования далек от полного восстановления. Хотя второй квартал текущего года более динамичный, нежели первый, показатели в среднем по рынку значительно ниже даже прошлогодних.
В основном повлияли на снижение потребительского кредитования 70% девальвация национальной валюты, увеличение безработицы, значительно возросшая инфляция, стратегия компаний на минимизацию издержек, включая снижение зарплат, бонусов, что привело к падению реальных доходов россиян. В этих условиях, с одной стороны, банки увеличили требования к заемщикам, поскольку стараются удержать максимально возможное в нынешних условиях качество портфеля займов. Напомню, что при стремительном падении рубля и значительном повышении ключевой ставки ЦБ банки в декабре 2014 года фактически приостановили па полмесяца кредитование в России. А с другой стороны, стратегия сбережения оказалась более востребованной у населения, чем стратегия потребления в виду нестабильности экономической и финансовой систем.
Тем не менее, на рынке МФО не наблюдалось падение спроса на микрозаймы. Например, MoneyMan вырос на 71% во втором квартале к первом по объему выданных займов. И хотя сегмент онлайн-кредитования сегодня является наиболее стремительно растущим на рынке беззалогового потребительского кредитования в целом, рост всего рынка микрофинансирования от квартала к кварталу мы оцениваем на уровне 15-20%. В целом по рынку потребительского кредитования прогнозы не столь утешительны. Для восстановления до уровня 2012-2013 годов (золотого времени потребкредитования в России) потребуется при самом оптимистичном сценарии порядка 1,5-2 года.
Розничный необеспеченный кредитный портфель в целом по банковской системе снижается на протяжении всего текущего года. Это связано со сложной макроэкономической ситуацией, снижением реальных зарплат населения, сокращением потребительского спроса, в том числе на товары, купленные в кредит, а также борьбой банков за качество своих портфелей, что приводит к выдаче кредитов только заемщикам с низким профилем риска.
В то же время, на уровне выдач новых кредитов, мы наблюдаем некоторое оживление розничного кредитования. Так в Банке Хоум Кредит выдачи кредитов наличными и POS-кредитов росли и в первом, и во втором кварталах 2015 года как в деньгах, так и в количестве кредитов. Причем темп роста увеличивается. Выдачи кредитов наличными увеличились на 65%, POS-кредитов - на 14%.
Опрос, проведенный Банком Хоум Кредит в июле, показал, что субъективное восприятие клиентами уровня своего благосостояния улучшилось. Число клиентов, оценивающих свои доходы, как низкие, в июле снизилось на 9,1 процентного пункта по сравнению с февралем 2015 года. Количество клиентов, готовых купить бытовую технику и съездить в отпуск, выросло на 8,7 процентного пункта.
На фоне улучшения восприятия людьми своего благосостояния банки повысили маркетинговую активность, возобновили проведение совместно с крупными ритейлерами акций с рассрочками, повысили эффективность перекрестных продаж действующим клиентам. Все это способствовало некоторому увеличению объема выдаваемых кредитов.
Второе полугодие традиционно более высокий сезон для банков, чем первое. Здесь и всплеск продаж перед началом нового учебного года, и предновогодние распродажи. Но объемы продаж, в том числе в кредит, будут сильно зависеть от состояния макроэкономики. При отсутствии дополнительных внешних шоков, мы рассчитываем, что выдачи во втором полугодии покажут положительную динамику.
Экономическая нестабильность в декабре 2014 года, в частности, резкое поднятие ключевой ставки Банка России, напрямую отразилась на рынке розничного кредитования. Банки практически приостановили кредитование, а заемщики в свою очередь не спешили брать кредиты под взлетевшие проценты.
Однако благодаря политике ЦБ по снижения ключевой ставки, а также госпрограммам по поддержке кредитования, в настоящий момент на рынке наблюдается оживление. Так, во II кв. банки выдали уже на 34% больше новых кредитов по сравнению с I кв.. Это обусловлено как возобновлением интереса клиентов к заемным средствам, так и возросшим в среднем на 10-15% уровнем одобрения кредитных заявок со стороны банков. Многие банки также возобновили кредитование новых клиентов, которое в январе-феврале практически сошло на нет.
Тем не менее, в свете ужесточившихся требований банков к заемщикам, а также в связи с сезонным фактором, мы ожидаем, что в III кв. объемы кредитования снова могут снизиться. На это также окажет влияние и ограничение предельных ставок по кредитам, вступившее в силу с 1 июля. Банки теперь будут лишены возможности компенсировать потери от «плохих» клиентов за счет процентного дохода в наиболее высокорисковом сегменте беззалоговых кредитов, что конечно же скажется на уровне одобрения кредитных заявок. В целом мы ожидаем, что большинство банков до конца года будут сфокусированы на работе с текущими клиентским портфелем и зарплатными клиентами.
Динамика на рынке кредитования физических лиц в первом полугодии определялась двумя причинами. Основной, на наш взгляд, стало снижение платежеспособности населения, вызванное всем нам известными экономическими факторами. Дополнительное давление на рынок оказало ужесточение нормативных требований к банкам в части кредитных операций с физическими лицами. По нашему мнению, во втором полугодии следует ожидать дальнейшего снижения объемов кредитования, особенно в сегменте необеспеченных ссуд.
Падение объема кредитования в 2015 году по сравнению с 2014 годом связано с несколькими факторами. За счет увеличения ключевой ставки ЦБ в декабре 2014 до 17% мгновенно выросли процентные ставки по кредитам, что сделало их малодоступными. Реальные располагаемые доходы населения резко сократились, уровень зарплат снизился. На этом фоне потребительское поведение стало более рациональным. Население отказалось от покупок, на которые необходимы заемные средства, до лучших времен. В первую очередь, от расходов на недвижимость и автомобили. Во втором квартале рынок продемонстрировал легкий «отскок». За счет уменьшения ключевой ставки ЦБ (в мае 2015 года до 12,5% годовых) у банков появилась возможность снизить уровень ставок по кредитам. На первый взгляд, стремительные темпы роста количества выданных кредитов во втором квартале выглядят положительно, но природа их объясняется низкими показателями за предыдущий период - эффект «низкой базы». Любопытно, что автокредитование выросло всего лишь на 10%. Это связано с очень сильным падением авторынка. Рынок микрофинансов в сложившейся ситуации будет расти темпами сопоставимыми с 2014 годом. Драйвером роста служит спрос на микрозаймы, который формируется из нужд населения. Людям требуются заемные средства из-за задержек заработной платы или для того, чтобы вовремя погасить обязательства перед банками. Также влияет снижение доступности банковских кредитов из-за ужесточившихся требований к заемщикам и роста ставок. Мы прогнозируем, что займы в микрофинансовых организациях станут более доступными. Уже сейчас многие МФО снижают ставки, в том числе из-за активного участия ЦБ в регулировании рынка. В то же время, мы наблюдаем изменение потребительского спроса, который говорит о том, что людям нужны большие деньги на больший срок, что также способствует снижению ставок по займам.