Число россиян, использующих дистанционные банковские сервисы, в том числе, мобильный банкинг, для решения своих финансовых задач, в 2014 году выросло на 58%. На сегодняшний день 48% или 17 млн российских интернет-пользователей пользуются банковскими услугами посредством мобильного устройства. Такие данные содержатся в исследовании Mobile Banking Rank 2015, проведенном агентством Markswebb Rank & Report.
При этом 75% пользователей мобильного банкинга имеют доступ и пользуются только одним банковским мобильным приложением, 18% – мобильными приложениями двух банков. Наиболее распространенными мобильными приложениями среди российских банков являются приложения для iPhone и смартфонов Android.
Исследование было проведено среди россиян в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек.
По данным БКС Премьер, в 2014 году российский рынок интернет–банкинга вырос в 2 раза - с 590 млрд рублей до 1,14 трлн рублей.
Как вы оцениваете уровень проникновения интернет-банкинга в России на сегодняшний день?
Уровень использования интернет-банкинга и дистанционных финансовых услуг в целом в России можно оценить, как средний. С одной стороны, относительно высока доля граждан, пользующихся онлайн-банкингом, с другой стороны интернет-банкингом пользуются в основном жители крупных городов, и другие дистанционные финансовые услуги пока не слишком популярны у населения страны.
Тем не менее, темпы роста осведомленности россиян об услугах онлайн-кредитования, интернет-банкинга, о возможностях и удобстве дистанционного страхования и так далее внушают оптимизм. Благодаря стремительному развитию телекоммуникационных услуг, в том числе, в отдаленных регионах страны, Россия получила реальный шанс обеспечить финансовую доступность 99% населения страны. Сегодня регулятор и законодатели вместе с компаниями кредитования, страхового рынка работают над правовой базой, позволяющей быстро, без лишней бюрократии получить необходимые финансовые продукты.
В частности, бизнес модель MoneyMan предполагает полностью выдачу микрозаймов дистанционно через интернет в режиме 247. В отличие от традиционных офлайн МФО, и банков компании интернет-кредитования не нуждаются в сети офисов или кредитных агентов, соответственно, не привязаны к географии проживания заемщика. Заемщик MoneyMan может получить необходимые деньги круглосуточно, в выходные и праздничные дни, без бюрократии, бессмысленного долгого ожидания решения, перечисления средств, вне зависимости от того, где находится заемщик – в мегаполисе или деревне, дома или рабочем месте, на прогулке в парке, совершая покупки в магазине, на даче с родными или даже в заграничном путешествии. Гражданин России может получить заем MoneyMan находясь в любое время дня и ночи, в любой точке мира, где есть интернет.
Практически все финансовые услуги рано или поздно переместятся в интернет. От этого выиграют и компании, и пользователи услуг, и государство.
Как вы оцениваете уровень проникновения интернет-банкинга в России на сегодняшний день?
Прогресс развития и проникновения Интернет-Банка очевиден, но все же считаем, что есть еще большое количество потенциальных банковских клиентов, которые не пользуются Интернет-Банком. По данным исследований, около 30% банковских клиентов подключили услугу интернет-банкинга, при этом активно пользуется только каждый шестой. Преимущественно, владельцы дебетовых и кредитных карт, у зарплатников доля пассивных подключенных крайне высока. Так что говорить о том, что традиционные каналы умирают, крайне преждевременно.
Какие еще дистанционные сервисы, в том числе, мобильные приложения, активно развиваются сегодня на рынке банковских услуг?
Уровень финансовой грамотности населения постоянно растет, и клиенты начинают выбирать банки не только по размерам ставок по кредитам и депозитам, но и по уровню клиентского сервиса. Поэтому банкам приходится активно развивать все сервисы дистанционного банковского обслуживания (интернет-Банк, мобильный Банк, платежные терминалы).