Введение санкций в отношении России весной 2014 года не позволило РФ и США подписать соглашение о подключении финансовых организаций к налоговой системе FATCA. Из-за этого, стороны не смогли договориться о том, какие организации считать финансовыми, а какие нет. Как результат, российским микрофинансовым компаниям, не относящимся к банковской сфере, стали приходить письма с требованием подключиться к FATCA.
Председатель совета директоров платежного сервиса «Золотая корона» Николай Смирнов рассказал «Коммерсанту» о том, что микрофинансовые компании, работающие с сервисом, стали жаловаться на проблемы с американским налоговым законом. Они утверждают, что система FATCA стала предъявлять такие же требования к ним, как и к банкам (а также к небанковским кредитным организациям).
FATCA требует от участников российского небанковского финансового сектора зарегистрироваться в американской службе по налогам и ежегодно предоставлять отчетность об остатках на счетах физлиц с американским гражданством и юрлиц с бенефициарами из США.
Эксперты говорят, что под определение финансовых организаций, по мнению FATCA, могут попасть НПФ, страховые компании и брокеры. Необходимость присоединения к системе может вылиться для компаний в огромные расходы (до нескольких десятков миллионов рублей на одну организацию), связанные с человеческими ресурсами, мониторингом и раскрытием отчетности.
С какими трудностями могут столкнуться микрофинансовые организации при присоединении к FATCA? Какой средний объем расходов ляжет на плечи компаний, которые все же присоединятся к системе?
Тут речь идет о FATCA - американском законе, который направлен на повышение собираемости налогов в США, т.е. он обяжет иностранные финансовые организации (или государства, в зависимости от конкретного двухстороннего соглашения) раскрывать перед американскими налоговыми органами информацию о счетах граждан Соединенных Штатов. Присоединение России к этому соглашению продиктовано жесткими мерами, которые планируется применять к тем, кто в него не вступит, а именно: 30% налог на любые транзакции, проходящие через банки, поддерживающие FATCA (с 2017 года, с июля этого года – с любого пассивного дохода). Логично предположить, что такое ограничение серьезно уменьшило бы возможности российских финансовых структур за рубежом. С другой стороны, даже учитывая то, что двухсторонние переговоры между США и РФ сейчас приостановлены, многие отечественные банки напрямую ведут переговоры о вступлении в FATCA. МФО здесь, конечно, сложнее – они не обладают такими ресурсами, чтобы решить эту проблему самостоятельно. Негативный момент вступления в соглашение – повышение затрат МФО из-за необходимости модернизации собственных внутренних систем учета. Возможно, в будущем будут созданы аналогичные акты для обмена информацией между всеми ключевыми государствами мира, что существенно снизит популярность оффшоров и поможет вернуть капиталы обратно под юрисдикцию страны-источника этих денежных средств. В любом случае, такие изменения требуют длительного процесса подготовки, проработки и согласования.