Основные понятия рейтинговой деятельности, условия ее осуществления в России, а также порядок аккредитации зарубежных рейтинговых агентств теперь регулируются соответствующим законом, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным.
Так, аккредитация рейтинговых агентств, ведение реестра, проведение проверок, направление предписаний и применение иных мер воздействия войдет в компетенцию ЦБ РФ. Закон закрепляет использование в российском законодательстве лишь тех рейтингов, которые были присвоены аккредитованными рейтинговыми агентствами.
Закон о деятельности рейтинговых агентств в РФ был разработан в связи с действиями международных агентств Fitch, Moody's и Standard & Poor's, понизивших рейтинги России в начале 2015 года. Власти РФ назвали эти действия необоснованными и политически ангажированными.
Какие государственные институты РФ ориентируются на рейтинги международных агентств в настоящее время, и в чем это выражается? В чем функция рейтинговых агентств вообще, если в их адрес звучат упреки в политической ангажированности, и что даст создание национальных рейтинговых агентств?
Принятие закона о работе рейтинговых агентств позитивно отразится на рынке финансового рейтингования. Работающие ныне национальные агентства приветствовали разработку закона еще в начале года, поскольку это систематизирует как применение рейтингов, так и создает правовое поле, наделяющее агентства как правами, так и обязанностями. Повышается статус рейтинговых агентств, но одновременно с этим закон возлагает на них серьезную ответственность. Наконец, Россия отказывается от довольно странной практики деления агентств на международные и национальные. Теперь останутся просто аккредитованные и неаккредитованные при ЦБ компании, что добавит рынку прозрачности.
Институционально очень важно, что вместе с законом произойдет демонополизация рейтинговых услуг, национальные агентства, наконец, получат новый импульс развития. Вместе с законом признается роль рейтингов и самих агентств, как важнейших элементов системы управления глобальными и частными рисками.
Однако, нельзя не упомянуть, что если «большая тройка» доминирующих игроков на международном рейтинговом рынке: Fitch Ratings, Moody’s Investor Service и Standard & Poor's Rating Services не будут аккредитованы при российском регуляторе, это не помешает им выставлять рейтинге стране или отдельным субъектам ее хозяйственной деятельности.
Для МФО - это очень позитивная мера. В первую очередь благодаря возможности получить рейтинг. Впоследствии облигации МФО с рейтингом будут включены в ломбардный список ЦБ, что повлечет большую ликвидность и увеличение интереса к этому инструменту. В целом, признание рейтинговых агентств на государственном уровне и составление ими рейтингов для МФО положительно сказывается на рынке и поднимает доверие кредиторов к отрасли микрофинансирования.
Сейчас на эти рейтинги будут ориентироваться ЦБ РФ и кредиторы, в следствии чего улучшится доступ к капиталу для МФО.
К слову, в настоящее время ЭкспертРА, как ведущее рейтинговое агентство для рынка МФО, имеет четкий регламент по присвоению рейтинга, определяющий эту процедуру и требования к МФО. Все критерии понятны и обоснованы. Рейтинги не только присваиваются, но и увеличиваются, и уменьшаются, в том числе, и у значимых участников рынка, что говорит о предельной объективности.
Действительно, никакого экономического повода со стороны Fitch, Moody's и Standard & Poor's для снижения кредитного рейтинга РФ в начале 2015 года не было. Ведь: "Кредитный рейтинг — мера кредитоспособности частного лица, компании, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств… Кредитные рейтинги относительны, поэтому важно учитывать специфику той или иной страны, предприятия, отрасли промышленности. Невысокие кредитные рейтинги, конечно, нежелательны, ибо свидетельствуют о высокой вероятности дефолта…"(Википедия)
Другими словами, международный кредитный рейтинг страны - это возможность данной страны отвечать по внешним обязательствам.
На тот момент, впрочем как и сейчас, в стране было три вида резервов.
Международные резервы (именно они являются страховкой внешнего долга) составляли 386,2 млрд. долларов. Резервный фонд (призван подстраховывать текущее исполнение бюджета) 78,7 млрд. долларов. Фонд национального благосостояния (отвечает за будущие пенсии и материнский капитал) 69,8 млрд. рублей. Итого, на начало 2015 года в кубышке государства хранилось 534,7(!) млрд. долларов.
По данным Минфина России, на конец декабря 2014 года государственный внешний долг страны составлял 53,97 млрд. долларов, а это всего 10% от совокупных резервов государства. О каком понижении кредитного рейтинга может идти речь, если РФ в любой момент, когда захочет может без труда погасить внешний долг.
Понижение рейтинга страны мировыми рейтинговыми агентствами существенно влияет на инвестиционный климат в стране, так понижение рейтинга — это сигнал для бизнеса к выводу капитала из той или иной страны. Поэтому понижение суверенного рейтинга РФ стало политическим шагом со стороны американских рейтинговых агентств Fitch, Moody's и Standard & Poor's, так как не имело под собой веских экономических оснований.
Поэтому законодательные меры предпринимаемые российским правительством носят оборонительный характер и направлены на защиту национальных интересов РФ.
Низкий международный рейтинг страны прежде всего отражается на стоимости акций авангарда российской топливной экономики и отрицательно влияет на приток иностранного капитала в экономику страны. Прежде всего от низких рейтингов страдает банковская система, так как рейтинги отражают платежеспособность, то есть возможность банков возвращать иностранные кредиты. Понижение рейтинга страны напрямую влияет на рейтинг российских компаний, так как международный рейтинг компании не может быть выше рейтинга государства, со всеми вытекающими отсюда последствиями для бизнеса.
Рейтинги, выданные эмитентам международными агентствами, используются косвенно или прямо в большинстве экономических отношений. Даже ЦБ РФ часто в своих документах опирается на наличие таких рейтингов – к примеру, когда принимает бумаги в рамках залога. Инвесторам, как и финансовым организациям нужные ориентиры для быстрой оценки качества актива, эту роль выполняют рейтинги. Другой вопрос, что здесь каждый будет ориентироваться на то, что сейчас доминирует на рынке, так что исправить ситуацию, когда большинство инвесторов смотрят на рейтинги «большой тройки», очень сложно. При этом полагаем, что в ближайшие кварталы эта ситуация не должна представлять дискомфорт для рынков. В ближайшее время изменений суверенных рейтингов РФ в сторону снижения мы не ожидаем – по нашим оценкам, «большая тройка» в 2014 году пересмотрела суверенный рейтинг РФ вниз с «запасом» на случай падения цен на нефть ниже отметки в $40/баррель, однако такой вариант развития событий не реализовался. Также полагаем, что в течение нескольких кварталов можем увидеть возвращение инвестиционного рейтинга со стороны S&P и Moody’s, что снизить градус напряженности в отношениях российского правительства и «большой тройки».