Российские банки продают просроченные долги коллекторам вдвое дешевле, чем годом ранее. Согласно исследованию коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», падение цены долгов с 2.7% (в 1 полугодии 2014) до 1% (в 1 полугодии 2015) стало следствием увеличения среднего срока задолженности с 650 дней до 1000 дней.
Сначала для решения проблем с долгами кредитные организации обращаются в аутсорсинг. Таким образом банки пытаются добиться повышения возвратности. Когда же долг остается неоплаченным, банк продает долги коллекторам. Согласно статистике, за первые 6 месяцев текущего года количество сделок с устаревшими догами увеличилось на 40%.
В Первом коллекторском бюро также констатируют рост выставленных на продажу долгов. Так, за отчетный период банки выставили плохих долгов на сумму 178 млрд рублей; в прошлом году за аналогичный период – 87 млрд рублей (данные «Секвойи кредит консолидейшн»). Цифры ПКБ еще больше – 235 млрд рублей против 109 млрд рублей.
Среди самых значительных портфелей долгов можно выделить: ОТП банк выставил на продажу 32 млрд рублей, продал -17 млрд рублей, «Связной банк» выставил 22 млрд рублей, «Русский стандарт» выставил и продал 22 млрд рублей.
По статистике Банка России, сумма ссуд с просрочкой свыше 90 дней составила на 1 мая 2015 года 989.7 млрд рублей. Это 9.5% всех выданных кредитов физлицам.
Какие преимущества получают банки от продажи долгов? Какие преимущества получают коллекторы от приобретения?
Продажа просроченных долгов дает банкам возможность расчистить баланс, снизить резервы. Это позволяет также повысить ликвидность, убрать издержки на сопровождение проблемных кредитов, что особенно важно в кризис, когда бизнес стремится оптимизировать свои затраты.
Для коллекторов покупка портфеля означает получение большей прибыли, чем при агентской схеме работы, ведь стоимость долгов из-за их устаревания и невысокой платежной дисциплины заемщиков снижается. Здесь важно провести грамотный анализ портфеля, чтобы корректно оценить целесообразность покупки. Ведь взыскивать задолженность стало сложнее, и необходимо точно понимать перспективность и эффективность затраченных ресурсов.
Какие преимущества получают банки от продажи долгов? Какие преимущества получают коллекторы от приобретения?
Практика продажи проблемных долгов граждан развивается вполне логичным образом. Сложные экономические условия обуславливают предложение все более старых долгов и вполне ожидаемое падение цены. На этом фоне более интересно выглядит ситуация с продажей долгов малого и среднего бизнеса (соответствующие предложения в недавнее время делали Сбербанк и ВТБ24). Опыт продажи корпоративных долгов весьма ограничен и потому логичного и понятного развития этот вариант сотрудничества банков и коллекторских агентств пока не имеет. Непонятны игроки рынка покупки долгов организаций, для сравнения, в НАПКА уже достаточно давно существует "Клуб покупателей и продавцов", связанный с цессией портфелей задолженности физических лиц. Ассоциация корпоративного коллекторства активно отвечает на предложения банков по продаже предпринимательских долгов: организуется взаимодействие с кредитной организаций, объединяются усилия и ресурсы агентств из различных регионов, находятся инвесторы. Все это в будущем может привести к тому, что поведение рынка корпоративных долгов будет таким же понятным, как и частных. Кредитные организации, которые сориентируются раньше, получат более высокие цены за свои долги.
По Вашему мнению, какие преимущества получают банки от продажи долгов?
Банки получают ряд преимуществ. Во-первых, улучшаются финансовые показатели банка (в т.ч. увеличивается балансовая прибыль). Во-вторых, банк получает дополнительную ликвидность. В-третьих, что весьма немаловажно, у банка пропадает необходимость нести расходы на организацию администрирования портфеля проблемных активов (создание соответствующего колл-центра, выездной службы по взысканию по всей территории России, службы юридического взыскания, обучение персонала, разработка/покупка необходимого программного обеспечения и т.д.). В-четвертых, у банка снижаются репутационные риски.
Какие преимущества получают коллекторы от приобретения?
В первую очередь, стоит отметить, что для коллекторского агентства деятельность по взысканию проблемной задолженности и деятельность по приобретению портфелей проблемной задолженности – это два разных вида деятельности. В первом случае, это операционная деятельность, за которую агент (коллекторская компания) получает от принципала (банк, МФО…) агентское вознаграждение за оказанные услуги (процент от общей суммы взыскания в пользу банка). Во втором случае, это инвестиционная деятельность, при которой прибыль агентства-инвестора – это разница между ценой портфеля (+ расходы, понесенные на взыскание) и суммой, которую удастся взыскать по такому портфелю. В этой связи, если коллекторское агентство приобрело портфель просроченной задолженности, то помимо своей основной деятельности непосредственно по взысканию, агентство также выступает в роли инвестора. Целесообразность инвестирования в приобретение портфелей проблемной задолженности обусловлена наличием на рынке предложения таких портфелей со стороны банков, текущего уровня цен на портфели, а также доступности и стоимости финансовых ресурсов, необходимых для их приобретения.