Согласно поправкам к «антиотмывочному» закону 115-ФЗ, которые сейчас рассматривает правительство РФ, россиянам при пополнении ранее открытых счетов в банках не нужно будет идентифицировать свою личность с помощью паспорта.
Законопроект был разработан Национальным советом финансового рынка (НСФР). Предполагается, что граждане смогут пополнять счет на сумму до 10 тыс. руб., просто назвав сотруднику банка реквизиты счета.
При внесении на счет суммы более 10 тыс. рублей клиент должен будет назвать Ф. И. О., реквизиты для пополнения, а также любой идентификатор, который будет зафиксирован в его договоре с банком. Это может быть СНИЛС, ИНН, проверочное слово, код, паспорт.
Насколько существенным и практичным для клиентов банков представляется данное послабление?
Данное нововведение, в случае его принятия, безусловно, будет позитивно воспринято клиентами банков, и упростит им жизнь. Во-первых, ускорится время проведения операции пополнения счета на небольшие суммы, а значит, и время, проводимое клиентами в ожидании своей очереди. Во-вторых, очень полезной будет возможность использовать различные варианты идентификации личности помимо паспорта. Ситуации бывают разные: паспорт может быть утерян, находится на обмене или просто оставлен дома. Это не лишит человека возможности пополнить свой счет.
С одной стороны, для клиентов удобно: не все любят носить с собой документы. Кроме этого, паспорт может быть временно утерян или находиться на переоформлении.
С другой стороны, не все помнят реквизиты и иногда проще показать паспорт, чем постоянно носить с собой их распечатку.
Но с точки зрения идентификации, есть опасения: клиент пришел пополнить счет и параллельно задал вопрос об остатках на счете или захотел узнать иную конфиденциальную информацию, здесь важно все-таки не забыть спросить паспорт.
Не думаю, что многим клиентам эти изменения серьёзно упростят процедуру пополнения вкладов, так как основная масса такого рода операций все-таки превышает сумму в 10 тыс. рублей. Но при пополнении вкладов подобными небольшими суммами это нововведение однозначно снизит забюрократизированность как для банков, так и для клиентов, а, следовательно, улучшит сервис за счет ускорения процесса обслуживания. Так называемый «профит», с моей точки зрения, очевиден.
C другой стороны, для сумм свыше 10 тыс.рублей, банкам в рамках всего прочего предоставляется определенная свобода в выстраивании механизмов идентификации клиента, что, безусловно, может облегчить процессы. Но это, думаю, будет в весьма отдаленной перспективе, так как многолетняя практика взаимодействия клиента с кредитными организациями при непосредственном контакте в отделениях банка приучила клиентов к тому, что без паспорта в банке «делать нечего».