Ожидается, что регулятор повысит требования к расчетам норматива достаточности капитала для банков, специализирующихся на высокорискованном потребительском кредитовании. Для банков будут введены повышенные коэффициенты риска. По кредитам дороже 60% коэффициент риска вырастет втрое, с двух до шести, по кредитам дороже 45%- с 1,7 до 3.
По мнению ЦБ, ограничение ставок «позволит отчасти снять проблему закредитованности лиц с низкими доходами, которые зачастую имеют возможность занять деньги лишь под очень высокие проценты».
Соответствующая поправка уже разработана и направлена для обсуждения в Минфин. Она может быть поддержана уже осенью, когда будет принят законопроект о потребкредитовании.
ЦБ против "арифметики" в потребкредитовании. С начала 2014 года регулятор намерен резко повысить коэффициенты риска по потребкредитам с высокой процентной ставкой (с 2,0х до 6,0х при ставке более 60% годовых). По-видимому, вступившие в силу 1 июля этого года повышенные коэффициенты риска по необеспеченным кредитам физлицам, по мнению ЦБ, не привели к ожидаемому замедлению сегмента.
Банки продолжают активно развивать потребительское кредитование как одно из самых приоритетных, несмотря на продолжающийся рост просрочки. Наиболее заметно кредитные риски проявились в сегменте кредитных карт (так, показатель NPL 90+ у некоторых участников рынка уже превышает 20% при средней ставке 30-40% годовых). Готовность банков выдавать потребкредиты даже в условиях ухудшения их качества обусловлена высокой чистой процентной маржой, которая пока покрывает риски.
Так, для обеспечения прибыльности (в предположении, что каждый 10-й заемщик окажется неплатежеспособным) достаточно установить ставку на уровне 25-30% (в зависимости от уровня административных расходов). Увеличение частоты дефолтов регулируется пропорциональным увеличением ставки. Установлением
запретительно высоких RWA по кредитам с высокими ставками, регулятор по сути пресекает такой чисто арифметический подход, ведущий на самом деле к накоплению кредитного риска, и стимулирует банки более детально оценивать кредитоспособность клиентов.
По нашему мнению, эта мера ударит, прежде всего, по розничным банкам, специализирующимся на кредитах с высокой процентной ставкой.
Инициативы регулятора, направленные на снижение темпов роста дорого (для потребителя) потребкредитования, безусловно, приведут к намеченной цели. И это совершенно оправдано – сегодня мы стоим на пороге смены парадигмы розничного кредитования в России. Первый этап, когда банки делали упор на высокомаржинальное кредитовании наиболее массового слоя населения - населения с низким доходом, что обеспечило количественный рост кредитов отходит в прошлое. Этот был период когда банки были сфокусированы на построение кредитных конвейеров и выдачу необеспеченных кредитов на суммы до 150 тыс. руб. с эффективными ставками более 40% годовых, в которую закладывались высокие риски невозврата, что и привело, с одной стороны, к закредитованности наибольшей части населения, а с другой, - к высоким показателям просрочки по сектору. Такая ситуация объяснялась тем, что 76% населения России недостаточно богатые, чтобы экономить, и большинство россиян воспроизводят модели потребления, характерные для бедного общества.
Именно поэтому сегодня банковский сектор начинает изучать в качестве потенциальных заемщиков так называемый «предсредний» и «средний класс» - это население, у кого денег на еду и на одежду хватает, но нужны заемные средства на покупку вещей длительного пользования и действительно дорогих вещей, а таких по оценкам НАФИ - 19%. Уровень закредитованности этого клиентского сегмента низкий, в том числе в силу практически отсутствующего предложения на рынке для этих категорий из-за того, что маржинальность кредитования этого сегмента раньше была существенно ниже «конвейерного» кредитования «бедных» клиентов. У этих клиентов нет потребности брать деньги на текущие расходы под ставку превышающую 30% годовых, но они готовы предоставить информацию о своих активах и доходах, им нужны деньги на крупные покупки - кредиты на суммы от 2 млн рублей по ставкам до 25% годовых.
В итоге банки получат очередной класс заемщиков, а государство, за счет снижения рисков в кредитовании – более стабильные, предсказуемые и устойчивые финансовые организации.